Суд пришел к выводу: выдать его Украине юридически допустимо, пишет "МК-Эстония". Друзья и близкие мужчины задаются вопросом: почему до сих пор не предъявили общественности никаких доказательств вины Владимира Полякова? Они боятся, что если его отдадут Украине, он там пропадет без суда и следствия.

Информации об этом деле крайне мало. Согласно подозрению Госпрокуратуры, 35-летний Владимир Поляков входил в террористическое объединение и воевал в Луганске и его окрестностях против украинской армии.

С июня 2014 года, утверждают в Государственной прокуратуре, Поляков как член незаконного вооруженного формирования лично принимал участие в террористических действиях. Согласно обвинениям, гражданин Эстонии конвоировал и охранял захваченных подразделением пленных, но не исключено, что он также принимал участие в боевых действиях против украинского государства.

Постановление суда, которое нельзя обнародовать

Владимир Поляков был задержан в Эстонии в феврале 2015 года, когда попытался, по сообщению Госпрокуратуры, вернуться через Россию в Украину.

Поляков может стать первым гражданином Эстонии, выданным Украине по ее требованию, поддержанному эстонской прокуратурой. Дело исключительное, но его детали не разглашаются.

Даже документ, который обосновывал бы, почему Полякова можно выдать Украине, – постановление суда от 22 сентября – посмотреть в открытых источниках невозможно. В базе данных судебных решений его нет. Не смогли данное постановление предоставить после запроса и в Харьюском уездном суде.

”Этим делом занимается Госпрокуратура, обратитесь к ним”, – порекомендовала пресс-секретарь Харьюского уездного суда Кристийна Отс.

Однако в Госпрокуратуре просьбу ”МК-Эстонии” тоже не удовлетворили.

”Мы не можем этого сделать, поскольку оно еще не вступило в силу”, – пояснил руководитель пресс-службы Ильмар Кахро.

Специально рисуют в черном цвете?

Друзья и близкие Владимира считают, что с самого начала вся обнародованная информация про Полякова была исключительно однобокой с целью выставить его в черном цвете. С ними никто – ни СМИ, ни полиция, ни прокуратура – не говорил и их точкой зрения или показаниями не интересовался.

13 августа в газете Eesti Päevaleht появилась статья: ”Подозреваемого в терроризме эстонца наказали за побег из военной части”. Кстати, автором был… Ильмар Кахро. Правда, сам он пояснил, что тогда еще не являлся руководителем пресс-службы Госпрокуратуры. В той публикации говорится, что Владимир Поляков не отличался академическими успехами в школе и оказывался на скамье подсудимых четыре раза. Первый раз в возрасте 20 лет, когда суд признал его виновным в самовольном уходе из воинской части и наказал 7 сутками ареста.

”В следующий раз, – говорится в статье, – Поляков оказался на скамье подсудимых в 2006 году. Его обвинили сразу в двух преступлениях: краже с отягчающими обстоятельствами (он действовал в группе) и незаконном владении огнестрельным оружием. Суд приговорил мужчину к полугодовому тюремному сроку, однако приговор не привели в исполнение – ему назначили испытательный срок в 1,5 года”.

Далее упоминается, что два года спустя Полякова обвинили в причинении смерти по неосторожности.

”У Владимира возник конфликт с пешеходом, который, по его мнению, слишком медленно переходил через дорогу. Это вывело Полякова из себя, возникла ссора, в результате которой он дважды ударил 36-летнего Сергея кулаком по голове. Пешеход упал, получил черепно-мозговую травму и умер в больнице два дня спустя. Суд приговорил Полякова к двухлетнему тюремному заключению, но вновь приговор не был приведен в исполнение. Судья установил в отношении Полякова ряд ограничений, например, запрет на выезд за пределы места жительства и назначил двухлетний испытательный срок”, – описывает журналист Eesti Päevaleht.

И добавляет: ”Однако избежать тюрьмы ему не удалось. Поляков уехал за границу, не спросив разрешения у лица, осуществляющего уголовный надзор. Предположительно, он уехал работать. (В то же время другой автор другой статьи в Eesti Päevaleht писал, что Поляков бежал от наказания во Французский легион. – прим. авт. ) По возвращении в Эстонию в 2011 году его задержали и отправили в тюрьму отбывать назначенный срок. После семи месяцев тюрьма обратилась в суд и попросила выпустить его на свободу под электронный надзор. Суд удовлетворил ходатайство”.

”Получается, что они собрали все правонарушения, которые он когда-либо совершал, в одной статье, чтобы показать его как уголовника, – убеждены Евгений, Алексей (имя изменено) и Александр, друзья Владимира. – Хотя суд еще не вынес никакого решения, и неэтично до решения суда влиять на общественное мнение”.

Ехал не убивать, а помогать

Друзья признают, что Владимир – не пай-мальчик, и у него, как и у многих других, были по молодости ошибки.

”Конечно, перепалка с пешеходом на дороге не красит его биографию, – отмечают Александр, Алексей и Евгений. – Но нужно учитывать, что пешеход был пьян, сам cпровоцировал конфликт, обзывал Володю и всех присутствующих в машине, ударил по автомобилю, и тот в итоге не сдержался и стукнул его пару раз. По нелепому стечению обстоятельств один удар оказался роковым – человек сильно ударился головой об асфальт и умер. Исходя из того, что ему дали условно с испытательным сроком, суд тоже счел, что вина Володи была невелика”.
Что касается Французского легиона, то друзья убеждены: Владимир не хотел скрыться от эстонского правосудия.

”Он давно собирался туда поехать – и тут этот случай с пешеходом. Он ездил туда дважды. Первый раз никто не заметил, что он уехал. Но он в легион тогда не поступил, поскольку не смог сдать нормативы по бегу. Вернулся в Эстонию. Через год поехал поступать снова. В этот раз получилось. Но в итоге, отслужив полтора года, он вернулся и честно понес наказание за то, что уехал. Если бы он хотел скрыться от наказания, он бы нашел возможность”, – так видят ситуацию Евгений, Алексей и Александр.

Вскоре после того, как Владимир освободился (тюрьма ходатайствовала о том, чтобы выпустить его досрочно), он зарегистрировался как ФИЕ и начал свой бизнес. Но через полтора года, в марте 2014-го, видимо, понял, что бизнес особо не идет – и закрыл предприятие. Работал какое-то время курьером.

Как говорят друзья Полякова, непонятно, почему сейчас в Эстонии Владимира выставляют террористом, хотя в Донбассе его, наоборот, наградили за спасение людей.

”Он спас человека, есть видео, как он раненых вытаскивает, – говорят друзья Полякова. – И мы его по-человечески понимаем. Он поехал к тете в Луганск, увидел, что там творится, и не смог остаться равнодушным к горю людей. Его отец – в прошлом военный, Володя тоже чувствовал тягу пойти по его стопам. Он остался на территории, которую бомбили, и уже точно никого не расстреливал и не убивал”.

По словам близких, Владимир помогал на Украине с переводами, если что-то было нужно.
”Он знает французский, английский, общался с журналистами, переводил документы, – заверяют друзья. – Его нельзя осуждать за то, что он хотел помочь близким людям. Он такой человек, что всегда, если может, поможет. А в данном случае он мог помочь: отслужил в Эстонской армии, затем во Французском иностранном легионе. Он давно хотел послужить контрактником, поездить по миру”.

Хотел начать новую жизнь

Друзья рассказывают, что задержание Владимира в феврале этого года для всех стало сюрпризом.

”Они ехали с девушкой отдыхать в Питер, хотели навестить и ее родственников, – говорят его друзья. – После чего собирались вернуться в Эстонию и строить дальнейшую жизнь. На будущее у них были грандиозные планы. Никакого оружия и боеприпасов у них с собой, естественно, не было. Они ехали на рейсовом автобусе. Как вдруг их вывели и стали допрашивать”.

По словам друзей, Госпрокуратура предложила Владимиру соглашение: он признает свою вину и сидит 8 лет. В последний момент Поляков отказался.

”Первый раз Владимир съездил в Донбасс в июне 2014-го, второй раз – в августе 2014-го. От всего, что он там увидел, он был в шоке. Но Володя ни в каких боевых действиях не участвовал, а был в центре военного штаба. Когда он ездил туда первый раз, его ранило в руку. Там его заштопали, он вернулся в Эстонию и в августе поехал снова. Затем у него начались близкие отношения с девушкой, которая ему давно нравилась, и он обо всем остальном забыл. Третий раз он туда ехать точно не собирался”, – рассказывают друзья.
По их словам, они его даже не отговаривали туда ехать.

”Он понимал степень опасности, и отговаривать было бы бесполезно, – говорят друзья. – Девушке он тоже оба раза говорил, что едет работать. И о том, что он был на Украине, она узнавала лишь потом. Он реально оценивал свои риски и опасности. И у него даже мысли не было о том, что КаПо следит за каждым его шагом и возбудила дело”.

”Все было внезапно!”

Девушка Владимира Анастасия (имя изменено) рассказывала впоследствии друзьям, что перед поездкой у них и мысли не было, что все может закончиться так печально.

Билеты они покупали не по интернету, а в кассе. И никаких нехороших предчувствий перед поездкой у пары не было. Девушка до сих пор даже не представляет, как могли сотрудники Полиции безопасности узнать о поездке заранее, но на границе они вывели из автобуса только их.

”Они были рады, что едут в Питер к родственникам, – описывают ситуацию друзья. – О поездке они особо никому не рассказывали, знали только близкие. И тут на границе их задержали, инкриминируя терроризм, изъяли все деньги и ценные вещи и отвели на допрос”.
Девушка впоследствии рассказывала, что ее после пятичасового допроса, на протяжении которого задавали одни и те же вопросы, отпустили. Ей пришлось постараться, чтобы без единого цента и телефона добраться с чемоданом обратно в Таллинн.

Какую именно сумму денег изъяли, девушка не стала уточнять. Лишь добавила, что телефон вернули спустя пять месяцев – в июле этого года.

Прокурор: выдача Полякова Украине обоснована

Однако государственный прокурор Стевен-Христо Эвестус отмечает, что для конфискации имущества не было оснований, и ничего у Полякова конфисковано не будет.

На вопрос, в связи с чем и когда Владимир Поляков попал в поле зрения Госпрокуратуры и КаПо, прокурор ответил так: ”Мы можем сказать, что уголовное дело возбудили в феврале 2015 года на основании поступившей от Полиции безопасности информации”.

Какие же у Государственной прокуратуры есть доказательства того, что Поляков участвовал в действиях террористических группировок? Прокурор отметил, что на данной стадии расследования они не могут ответить на этот вопрос.

По поводу того, поделились ли украинские следователи с эстонской стороной неопровержимыми доказательствами вины Полякова, которые можно было бы обнародовать, Стевен-Христо Эвестус также сказал, что собранные доказательства на данной стадии нельзя комментировать.

На вопрос, почему Полякова нельзя осудить здесь и зачем его нужно выдавать Украине, госпрокурор ответил так: ”Потому что подозреваемый совершал предполагаемые террористические преступления на территории Украины и Украина подала ходатайство о выдаче. Суд пришел к выводу, что это юридически позволительно и обоснованно”.

Не считает ли прокуратура, что в случае выдачи Полякова Украине у него будет мало шансов на честное и справедливое решение? Близкие боятся, что в таком случае он вообще вряд ли останется в живых.

”Харьюский суд проконтролировал юридический аспект выдачи и не выявил обстоятельств, которые бы этому мешали, – ответил государственный прокурор. – У Госпрокуратуры также нет никаких оснований считать, что правозащитные организации Украины или суд нарушили бы права подозреваемого”.

”Это политическое преступление!”

Именно так считает Свен Силлар, защитник Владимира Полякова.

”Я не вижу оснований отправлять его на Украину, – подчеркивает он. – Если мы имеем дело с политическим преступлением – а это именно политическое преступление, то его нельзя им выдавать. Однако суд не внял нашим доводам, и мы намерены обжаловать решение от 22 сентября в окружном суде”.

Свен Силлар добавляет, что если и суд второй инстанции не согласится, что это – чисто политическое преступление и Полякова выдавать Украине нельзя, то они пойдут в Государственный суд.

”Если и там не прислушаются к нашим доводам, и решение вступит в силу, тогда премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас должен подписать распоряжение о выдаче Полякова Украине, и это распоряжение тоже можно будет обжаловать, это еще целый круг”, – описывает процедуру Свен Силлар.

По его словам, на Украине, если Полякова признают виновным в том, что ему инкриминируют, ему может грозить от 8 до 15 лет тюрьмы.

”Реально он никого не убил, – подчеркивает Свен Силлар, – и пока не доказано, что в каких-то бандформированиях с террористическими целями участвовал. Его вполне могут судить и здесь, но Эстония этого не хочет”.

Также защитник Полякова надеется, что за то время, пока идет рассмотрение дела о выдаче Владимира Украине в эстонских судах, могут все-таки вступить в силу Минские соглашения.
”А пункт пятый этих соглашений гласит, что тем, кто участвовал в событиях, имевших место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины, должна быть предоставлена амнистия и помилование. И преследование, и наказание их запрещены”, – подчеркивает Свен Силлар.

По его словам, ближайшие год-полтора Поляков еще проведет в Эстонии. А за это время что-то может и измениться.

Если его отдадут, он пропадет

Именно так полагают друзья и близкие Владимира.

”Если Эстония выдаст его Украине, то Владимир там попросту исчезнет, – говорят Алексей, Александр и Евгений. – Этот случай – с политической подоплекой, и маловато шансов, что Украина будет искать доказательства его возможных правонарушений и судить его по закону. По нашим данным, представители Украины уже приезжали сюда в связи с этим делом. Но никаких доказательств его вины ни они, ни Госпрокуратура до сих пор не предъявили. Пока там не будет мира, на справедливый суд вряд ли можно рассчитывать. Здесь хотя бы есть шанс, что он останется в живых!”

Друзья считают, что Эстония решила устроить на примере Владимира Полякова показательную порку. Чтобы остальным неповадно было.

Поделиться
Комментарии