Выброшенные за борт и спасенные: раздача министерских портфелей проливает свет на власть в партиях
Факт, какой министерский портфель и место председателя комиссии Рийгикогу получает та или иная партия, показывает, как смогли разыграть свои карты на переговорах. Нет сомнений, что Партия реформ опять достигла лучшего результата. Но то, кого Партия реформ, IRL и SDE назначают на различные посты, говорит о том, каково распределение сил в партиях: кому отдают предпочтение, а кто летит за борт.
Если сначала в Партии реформ думали, что Кристен Михал вообще не хочет в правительство, то теперь ясно, что более крупной половиной поделенного на две части Министерства экономики в качестве министра экономики и инфраструктуры будет управлять именно он. Один из главных героев скандала с финансированием Партии реформ получит теперь солидную компенсацию за те тяжелые времена. Все, что было, кажется официально забытым, потому что 4766 голосов Михала говорят сами за себя и показывают доверие народа.
Впечатляющий портфель
Если посмотреть на портфель, который партия готовит Михалу, то он очень впечатляющий — самая важная часть Министерства экономики, к которой теперь, согласно новому коалиционному договору, может в какой-то момент прибавиться управление ресурсами земных недр.
В результате закончился первый поход продавца квоты на загрязнение Анне Суллинг в большую политику. Хотя, как утверждается, ее обещали оставить на посту министра, в партии побоялись, принесет ли Суллинг голоса как политик. Принесла — более 4000 голосов. Но в число министров она все-таки не попала.
То же самое произошло с занимавшей в течение года пост министра финансов Марис Лаури: 4000 голосов, нет портфеля. Обновление, которое прошлой весной считали таким необходимым, очевидно, выполнило свою задачу.
Из влиятельных молодых членов Партии реформ в качестве нового лица в правительство идет только Арто Аас, которому доверяют должность министра государственного управления. Какова точная задача этого относящегося к Министерству финансов министра, никто пока не может объяснить.
По политической логике, набравшему более 7000 голосов Тоомасу Кивимяги самое место в правительстве, но эту возможность ему даже не предложили. Также не предложили министерский портфель многолетнему министру иностранных дел Урмасу Паэту. В интервью Delfi он признал, что был бы заинтересован в будущем поработать в правительстве Эстонии — в сфере внешней политики или политики безопасности.
Паэт был бы хорошим кандидатом на место министра по делам Европы, создание которого одно время было на повестке дня, но тогда он затмил бы министра иностранных дел. Для Партии реформ Паэт не вошел в число даже теоретических кандидатов.
Одна из немногих, кто остался на старом месте, министр иностранных дел Кейт Пентус-Розиманнус, очевидно, должна будет большую часть своего срока полномочий работать на фоне судебного процесса Autorollo. Только вчера прокуратура сообщила, что передала уголовное дело Autorollo в суд. Хотя Пентус-Розиманнус избежала подозрений, эта история все же будет сопровождать ее до тех пор, пока идет дело, которое может закончиться непредсказуемо. Однако это не мешает Партии реформ назначить набравшую на 3000 голосов меньше, чем в прошлый раз Пентус-Розимннус на ключевую должность.
К неудовольствию некоторых реформистов, два места из крайне важной тройки — премьер-министр, министр юстиции и министр финансов — Партия реформ отдала IRL, который потерпел фиаско на выборах. Именно в Министерстве юстиции и Министерстве финансов должны быть согласованы все представленные правительством законопроекты. Эти влиятельные позиции заняли Урмас Рейнсалу и Свен Сестер.
Если после катастрофического результата IRL на выборах говорили, что приведшие партию к этому результату руководители точно и не попытаются стать министрами, то теперь все изменилось. Урмас Рейнсалу получит высшую политическую должность министра юстиции, хотя публично заявил, что берет на себя ответственность за плохой результат на выборах и не будет больше выдвигать свою кандидатуру на пост председателя партии.
Считавшуюся потенциальным новым председателем Кайу Иву в партии вообще списали со счетов. Невозможно быть главой партии без высокого политического поста. По сведениям Eesti Päevaleht, успешно руководившей фракцией IRL Иве перед выборами твердо обещали министерский портфель. Это обещание не сдержали. Поскольку Ива не прошла и в Рийгикогу, у нее теперь нет влиятельной общественной позиции.
Зато тоже не прошедший в Рийгикогу Свен Сестер получает портфель министра финансов. Правда, в его пользу говорит многолетний опыт руководства финансовой комиссией Рийгикогу, но нельзя считать маловажным и то, что принадлежа к ядру IRL, он не может остаться в стороне от вершины. Не прошедшему в Рийгикогу, но попавшему в правительство Сестеру на самом деле теперь открыта дорога, чтобы летом стать кандидатом в председатели IRL.
На Маргусе Цахкна, вырвавшем на голосовании правления IRL место министра социальной защиты у Кайи Ивы, лежит тень подозрения. С точки зрения его прошлого, для этой должности он несомненно правильный человек, который имеет многолетний опыт руководства комиссией по социальным вопросам. Однако с ним связана неразбериха с Законом об организации аптечной услуги, относительно которой со всех сторон спрашивали, не пытался ли Цахкна представлять в парламенте интересы сетей аптек.
Собирателя голосов SDE за борт
Урве Пало (SDE) в прежнем правительстве руководила боле крупной половиной министерства экономики и коммуникаций. Чтобы соотношение портфелей министра экономики и инфраструктуры и министра внешней торговли и предпринимательства осталось таким, какое оно сейчас — с большим перевесом в сторону первого — это год назад отвоевала у Партии реформ именно Пало. Теперь она сама должна на четыре года смириться с меньшим портфелем в экономической сфере. С другой стороны, ей даже повезло, потому что по сравнению с предыдущими выборами в Рийгикогу она потеряла более 4000 голосов.
Из соцдемов отодвинутым в сторону себя может чувствовать Хельмен Кютт, которая была министром социальной защиты в правительстве Партии реформ и SDE. Ее урожай голосов увеличился более чем в два раза — в регионе, где нужно было бороться с Юргеном Лиги и Хелиром-Валдором Сеэдером, но министерского портфеля на нее не хватило, хотя было обещано.
Зато портфель министра здоровья и труда достался Раннару Васильеву, который так же, как и Сестер, не прошел в Рийгикогу. Горечь поражения, наверное, уменьшило знание, что генеральный секретарь партии Индрек Саар почти наверняка идет в правительство и после этого место генерального секретаря будет свободно. Также, по сведениям Eesti Päevalehelt, ему предложили место уездного старейшины Ляэне-Вирумаа, но целью Васильева было правительство.
Наконец, о недовольстве соцдемов результатами переговоров во многом говорит то, что уже на ранней стадии распределения мест Евгений Осиновский сообщил, что он не останется министром образования и вообще каким-либо министром. В качестве причины он назвал то, что коалиционный договор не рассматривает в достаточной степени основные вопросы сферы образования.