Растущая проблема: что делать с учениками, которые ведут себя, как дикие животные
В Эстонии с ужасающей скоростью растет число детей с особыми потребностями в обучении, пишет журналистка Кристи Вайнкюла в еженедельнике Eesti Ekspress.
Проблемы с поведением у Марека (имя изменено. — Прим. ред.) возникли еще в детском саду. Дома тоже порой возникали ситуации, справиться с которыми были не в силах и родители. Уездная комиссия сочла, что мальчик должен начать обучение в школе в малом классе. В подобных классах обучают до четырех детей с особыми потребностями, не обязательно обусловленных медицинскими причинами.
Марек смышлен, но непредсказуем — он не всегда способен давать отчет своим действиям и контролировать свою активность. У мальчика особые потребности в образовании. В эстонских школах 1295 таких детей.
Укусил директора
Несколько недель назад Марек и еще один ребенок устроили в классе балаган: они разбрасывали вещи других детей и кричали. Поскольку Марек уже нападал и бил свою классную руководительницу, она по телефону попросила о помощи.
Прибежавший в класс директор школы, спецпедагог, работавший с детьми с особыми потребностями на протяжении 25 лет, понял, что Марек опасен как для себя, так и для остальных. Он схватил мальчика со спины и помог ребенку сложить руки крест на крест на груди. Разъяренный мальчик пытался вырваться, но директор оказался сильнее. В результате Марек в приступе отчаяния впился в руку педагога зубами. Следы были видны еще несколько дней.
Директор уверен, что ребенок нуждается в помощи и он не виноват. Руководитель сразу же доложил о случае городскому специалисту по образованию. В ходе особого совещания, на котором присутствовали социальный педагог, родитель, городской специалист по образованию и защите ребенка и представитель консультационного центра Rajaleidja, пришли к выводу, что Марек нуждается в индивидуальном обучении.
Однако такой вариант оказался невыполнимым, поскольку средства появятся не раньше 1 января 2016 года. Столь долгое время ожидания связано с тем, что компетентная принимать подобные решения республиканская комиссия собирается весной. В свою очередь она зависит от бюджетных средств.
Главный специалист по образованию горуправы Раквере Вилья Мессер пообещала на прошлой неделе, что судьба мальчика будет решена 27 ноября, то есть завтра.
Детей с особыми потребностями все больше
Согласно статистике, предоставленной советником Министерства образования и науки Тийны Кивиранд, число детей, подобных Мареку и семей, борющихся с подобными проблемами, неуклонно растет.
За четыре года число учащихся малых классов (четыре человека) возросло в 27 раз: с 47 до 1295. Детей с индивидуальной программой обучения также стало больше: если четыре года таких учеников было 57, то сегодня — 148. Кивиранд считает эту проблему одним из самых больших вызовов современной системы образования.
По словам директора, на данный момент республика не может помочь всем детям, нуждающимся в особом обращении. ”Наши школы не готовы к этому, мы не можем создать условий. Нам не хватает опорных специалистов, у большинства учителей отсутствуют знания и навыки в области спецпедагогики. Также зачастую у родителей отсутствуют элементарные навыки по воспитанию ребенка, тем более, если у ребенка особые потребности. Все это делает обстановку чрезвычайно сложной”, — посетовал он.
Руководитель школы отметил, что в Финляндии, к примеру, при двух психоневрологических больницах работают школы, где обучение объединено с терапией и поддержкой семьи.
Учителя, с которыми пообщался Eesti Ekspress, единодушны во мнении, что дети, подобные Мареку, не подходят обычным школам, поскольку персонал не способен с ними справиться. ”Для детей с диагнозом должны работать специальные школы, — указал один из педагогов. — В них (обычных школах — прим. Delfi) эти дети как маленькие непредсказуемые дикие животные. Никто не знает, что его выводит из себя, взгляд, слово или интонация — секунда и он уже буянит. Учитель даже не способен отреагировать, поскольку существует отдельная методика, как вести себя с подобными детьми, но они даже курсов не проходили.
Советник Минобра Тийна Кивиранд признала, что не все школы обладают возможностями для помощи детям с расстройствами психики. С этой осени в уездных центрах заработали центры Rajaleidja, в которых школы получают помощь и консультации на тему того, как организовать обучение детей с особыми потребностями наилучшим образом.
Сеть спецшкол реорганизуют. По словам Кивиранд, это вовсе не означает закрытия учреждений. Цель заключается в том, чтобы превратить подобные учебные учреждения в центры компетенции, в которых помощь смогут получить как ученики, так и учителя обычных школ, в которых учатся дети с особыми потребностями.