Это он сказал на организованном Молодежным объединением "Открытая республика" семинаре "Может ли история объединить общество Эстонии?".

"Есть история, которая происходит, есть история как наука, которая фиксирует, и есть история как легенда. Вопрос не в том, что было и чего не было, а в том, как мы к этому относимся и какие выводы делаем из этого сегодня", — продолжил Грязин.

"У нас нет никакого личного опыта этой войны, то есть знание о ней не может нас ни объединить, ни разъединить, — добавил он. — Перерождение оценивания истории и превращение истории из тяжкого груза в союзника произойдет в России и для наших русских тогда, когда исчезнет одно понятие — День Победы. Потому, что, говоря в здравом уме, Россия уж точно ничего не выиграла. Возьмите уровень жизни в сегодняшней Москве и сегодняшней немецкой деревне.

Для ветерана, который вернулся домой живым, это, конечно, личная победа, но проблема больше в том, что объективно какое-то историческое событие получает в известной мере безосновательный и беспричинный национально-идеологический окрас: если есть победитель, то есть и побежденный. И если просто нормальная мирная весна, счастье, что в Европе больше нет войны, — это не победа Европы, а "наша" (СССР, России. — Авт.) победа, то очень большого взаимопонимания быть не может".

По мнению Грязина, возрождение России начнется с того момента, как она попросит прощения. Возрождение Эстонии в отношении России произойдет тогда, когда Эстония простит. Причем вопрос не в личной вине людей.

"После того, как Германия своим поведением, деяниями и политикой попросила прощения и десять раз была прощена, это дало Ангеле Меркель право сказать, что новая Европа рождается в значительной степени под политическим руководством Германии. И никто по этому поводу даже не встрепенулся", — отметил депутат.

Какое чувство вызвала у вас эта статья?

Радость
Удивление
Интерес
Никакое
Грусть
Злость
Поделиться
Комментарии