Минута славы Сережи Метлева
Это вызвало гнев министра образования Тыниса Лукаса, пригрозившего увольнением сначала директору гимназии, потом — завучу. За дискриминацию ученика из-за его убеждений. В результате эстонские СМИ сделали из юноши героя, а кое-кто их русскоязычных посчитал его новым Павликом Морозовым.
Извинения без комментариев
По словам завуча Мустамяэской реальной гимназии Аннели Кристель, об инициативе Метлева они узнали из интернета. Поскольку там упоминалась их школа, то все решили, что заявление сделано от имени всей школы, поясняла она, но, во-первых, в школе вопроc не обсуждался, во-вторых, тон заявления вызывающе груб, недопустим в обращении к дипломату. Поэтому школа извинилась перед послом. А на следующий день был собран ученический совет, который решил снять Метлева с поста председателя ученического самоуправления.
Директор гимназии Ольга Калью, которую собирался сгоряча наказать Тынис Лукас, в разгар конфликта пребывала в отпуске. Едва она появилась, в школу нагрянула комиссия из Департамента образования, и ответственной за все неприятности сочли завуча Марину Громову, по инициативе которой было созвано собрание ученического самоуправления. Со слов начальника отдела Департамента образования Меэлиса Конта, директор заявила, что завуч превысила свои полномочия при составлении и передаче заявления и что заявление не отражает позицию школы.
Означает ли это, что директор в таком случае поддерживает позицию Метлева, или у нее какое-то третье мнение, узнать не удалось. В понедельник, заглянув в кабинет Ольги Калью, мы услышали: “Никаких комментариев не даю. Я не публичное лицо, имею право”. Директор добавила, что ничего не случилось, и школа живет своей обычной жизнью. - А Сергей пришел в школу? — поинтересовались мы. - Конечно.
Минуту спустя мы увидели его в приоткрытую дверь класса. Парень сидел за партой у окна и издали казался невероятно одиноким.
Обвиненной в превышении полномочий завуча Марины Громовой в школе не было — она накануне уехала вместе с восемью школьниками в Голландию в рамках совместного с эстонской гимназией проекта. А накануне она сообщила нам по телефону, что в сложившейся ситуации никаких комментариев ни по каким вопросам не дает. Потом, мол, будет видно. Попутно выяснилось, что администрация школы запретила учителям какие-либо контакты с прессой. Была проведена соответствующая работы и среди учащихся.
Один из педагогов на условиях анонимности все же сообщил нам, что Марине Громовой устроили жуткий разнос и впаяли выговор просто потому, что надо было кого-то наказать, а директор спасала свою шкуру. Наш источник также добавил, что Марина чувствует себя незаслуженно обиженной, что на собрании школьного ученического представительства на детей никто не давил, и мнения учеников разделились. Процентов 30 ребят были против переизбрания Метлева. Хотя, конечно, сгоряча не разобрались, что парень выступал не от имени школы, а от своего собственного, а потому мог высказать любую глупость в любой форме.
В общем, школе пришлось извиняться перед Сергеем. Потому что свобода слова — святое.
“Он очень изменился”
Одноклассники Сергея согласились общаться с прессой тоже исключительно на условиях анонимности, да вдобавок по электронной почте, объясняя это тем, что в противном случае “в любой момент можно получить по шее от кого угодно”. Не обязательно физически. “Только и читаем статьи о том, как хотят уволить директора, а директор, понятное дело, ищет крайнего — в лице педагога по внеклассной работе”, — говорит один из них.
Другой одноклассник сообщает, что “еще год назад Серый был отличным парнем, а теперь он — ассимилянт и зазнавшийся демагог”. “Он никогда не отличался особыми знаниями. Учился на тройки и четверки, иногда пятерки получал, — вспоминает молодой человек. — Я стараюсь не обращать внимания на чрезмерный интерес к его персоне и не высказываться, чтобы мне никто не предъявил счетов”.
“Парень он неплохой, учусь с ним давно, — сообщает третий одноклассник. — Просто он начал изображать из себя политика, и вот к чему это привело! Сглупил, не подумал. В следующий раз будет умнее. Ничего особенного в этой ситуации нет. Просто эстонская пресса раздула трагедию”.
Есть и более нейтральные мнения: “ Мы не согласны с ним, но осуждать не вправе. Мнение у каждого свое. О парне не могу сказать ни плохого, ни хорошего”.
Зато бывший друг Сергея сообщает, что полгода назад перестал его уважать и прекратил с ним всякие контакты: “Кто бы что ни говорил, но этого мальчика к разряду “нормальные люди” не отнесешь”.
“Он очень изменился, когда стал заниматься политикой, — отмечает одноклассница Метлева. — Изменился в худшую сторону, и я изменила свое мнение о нем. Это случилось примерно год назад. А сейчас он себя проявил! Наверное, хотел пиара и действовал по чьей-то указке. Посмотрел бы он в глаза тем учителям, которые остаются без работы. К нам приходят новые учителя, которые владеют эстонским или сами эстонцы, но уровень их знаний не сравнить с тем, что был у педагогов, работавших в школе всю жизнь”.
“Он ничего из себя не представляет. Обыкновенный мальчик. Немного странный и зануда”, — считает еще один одноклассник Сергея.
Кстати, на сайте “Одноклассники” Метлева ежедневно удаляют из списка друзей, а в форуме парня пишут злостные сообщения, нецензурные ругательства, называют его Павликом Морозовым, Мальчишом-плохишом или просто дебилом. Наше приглашение на интервью, оставленное на “Одноклассниках”, юный политик проигнорировал, хотя на сайт заходил. Но в школу в понедельник, как видим, пришел. Хотя в разгар медийной лихорадки вокруг своего “подвига” появлялся там всего раз на пару уроков.
Закулисье Ассамблеи
Cоветовался ли Сергей со остальными членами правления Ассамблеи ученических представительств до того, как обнародовать заявление? Показал ли им свой вариант?
“Нет, — честно признался нам Кирилл Гутманн из Таллиннской еврейской школы. — Думаю, он посоветовался с одним человеком. С Женей Криштафовичем. А нам он посылает рассылку, но в данном случае, видимо, времени не было. Мы узнали о заявлении только 16 марта, когда было собрание, то есть через неделю”.
Кирилл сказал “ МК-Эстонии”, что если бы ему дали заявление на подпись, то он его подписал бы, кое-что предварительно подкорректировав. Но он уверен, что, в принципе, Сергей по своему статусу и по уставу организации имел право делать заявления от лица Ассамблеи.
Катя Капустина, представляющая в Ассамблее Силламяэ, сообщила газете, что правление уже приняло по этому вопросу общее решение, поэтому отвечать на “компрометирующие вопросы” она не будет.
Зато Александр Степанов из Тынисмяэской реальной гимназии был предельно откровенен. Он поведал, что очень часто не согласен с решениями Ассамблеи, особенно теми, что затрагивают политические моменты, что его мнение ребята выслушивают, но он, как правило, остается в меньшинстве. Поэтому первое заявление Метлева сделано без его ведома и без ведома других членов правления. Задатков лидера Саша у Сергея не замечал, а генеральным секретарем тот стал, по мнению Степанова, “по протекции Жени (Криштафовича — прим. ред.), потому что тому было удобно иметь человека, стопроцентно выражающего его точку зрения”. При этом Саша говорит, что Метлев является связующим звеном между руководством организации “Открытая Республика” и школами, и у него есть право высказываться публично. Главное же — высказанное им мнение соответствует идейному содержанию организации.
Саша уверен, что большинство учеников этого мнения не разделяют. “Но я вынужден подчиняться большинству. Других-то организаций для русских школ у нас нет. Поэтому у меня часто возникало желание сказать через средства массовой информации, что в Ассамблее отнюдь не все думают одинаково”, — заключает Саша.
Кстати, третье по счету заявление Метлева от имени Ассамблеи от 20 марта cо словами благодарности “всем организациям и частным лицам, выразившим ему поддержку против травли со стороны школы и некоторых СМИ” тоже сделано без участия Саши Степанова. А Криштафович, по словам Степанова, после первого раунда этой истории бросил роковую фразу: “Теперь школе устроят веселую жизнь!”
Первая победа?
Сергей выиграл первый тайм в борьбе со школой: перед ним извинились. Он заявляет, что не собирается переходить в другую школу и будет дальше отстаивать свои убеждения. Тем более что члены Ассамблеи поддержали его точку зрения, и теперь это — официальное заявление организации, а “педагоги придерживаются другой точки зрения, так как они родились и выросли в совсем другой стране”. Кстати, один из таких старорежимных педагогов предложил ввести новую единицу лояльности — “один метлев”, сокращенно 1 мтв, оценив его публичную выволочку неосторожному в выражениях послу на 9 баллов по 12-балльной шкале.
А портал ERR признал Сергея Метлева “Персоной недели”. Неделей ранее эта честь была оказана Херманну Симму — супершпиону, продавшему соседней стране военные тайны не только Эстонии, но и ЕС.