Сто лет назад, 2 февраля 1920 г. в эстонском городе Тарту (до 1918 г. — Юрьев) был подписан мирный договор между Советской Россией и Эстонской Республикой, который положил конец длительному вооруженному конфликту двух государств. Для обеих стран Тартуский договор имел большое значение: Эстония впервые получила юридическое признание как независимое государство в определенных границах, а РСФСР смогла начать выход из международной дипломатической изоляции, пробив, по выражению Владимира Ленина, ”окно в Западную Европу”.

Советско-эстонская война 1918-1920 гг., получившая в Эстонии наименование Освободительной, была частью сложного вооруженного противоборства, развернувшегося на территории бывшей Российской империи после падения царского режима в феврале и большевистской революции в октябре 1917 года. Оно включало в себя гражданские и межгосударственные войны, столкновения различных политических режимов, массовые восстания, прямые и косвенные иностранные интервенции. Важным аспектом этих конфликтов стала борьба народов распавшейся империи за национальное самоопределение и государственную независимость.

Эстонская Республика, независимость которой была провозглашена 24 февраля 1918 г., была сразу же оккупирована германскими войсками, которые покинули ее территорию только после революции в Германии в ноябре того же года. Но одновременно с отходом немцев в Эстонию вошли части российской Красной Армии и эстонские коммунистические полки. На занятой ими территории, в Нарве было объявлено о создании Эстляндской Трудовой Коммуны — советского государства во главе с эстонскими коммунистами, подчиненными, в свою очередь, Москве. Развивая наступление, красноармейские части продвинулись далеко вглубь Эстонии, подойдя на расстояние 40 км к ее столице Таллину. Только в феврале 1919 г. войскам правительства Эстонской Республики при поддержке английской эскадры, финских добровольцев и белогвардейского ”Русского северного корпуса” удалось в ходе контрнаступления вытеснить Красную Армию за пределы Эстонии.

Следующим этапом вооруженного конфликта стало то, что эстонский главнокомандующий генерал Йохан Лайдонер называл ”активной оборонительной войной” на российской территории. Эстонские войска оказали поддержку наступлению своих союзников — русских белогвардейцев, сформировавших Северо-западную армию под командованием генерала Николая Юденича, — на красный Петроград. Однако наступательная операция белых осенью 1919 г. потерпела неудачу, и их разбитые войска откатились обратно к эстонской границе, где в ноябре завязались ожесточенные бои на подступах к Нарве.

Разгром Юденича показал эстонскому правительству, что создать антибольшевистский ”буфер” на востоке едва ли получится. К тому же эстонцы все больше проникались подозрением, что белые генералы, верные идее восстановления ”единой и неделимой России”, вынашивают планы в случае своей победы покончить с независимостью Эстонии и вернуть ее под российский контроль. В этой ситуации было решено откликнуться на предложение советской стороны о мирных переговорах.

Переговоры начались в Тарту 5 декабря 1919 г. Эстонскую делегацию на них возглавлял член Учредительного собрания Эстонии Яан Поска, российскую — член ВЦИК Советов Адольф Иоффе. Результатом переговоров стало сначала соглашение о перемирии, а затем договор о мире. Для российской стороны принципиальное значение имело закрепление в договоре официального признания Таллином советского правительства и обязательства прекратить всякую поддержку русских белогвардейцев. Перешедшие на эстонскую территорию остатки армии Юденича были разоружены и интернированы. Для эстонской стороны было важно подтверждение безоговорочного признания Москвой независимости и самостоятельности Эстонии и отказ бывшей метрополии ”добровольно и на вечные времена от всяких суверенных прав, кои принадлежали России в отношении к эстонскому народу”.

Длительные дебаты о прохождении межгосударственной границы завершились согласием России уступить Эстонии часть Псковской губернии (т. н. Печорский край) и территории на правобережье р. Нарова (Нарва) со смешанным русско-эстонским населением (впоследствии, после включения в 1940 г. Эстонии в состав СССР эти территории перешли к РСФСР). Кроме того, Эстония получала долю золотого запаса бывшей Российской империи в размере 15 млн. рублей золотом и лесную концессию площадью в 1 млн. десятин. Эти уступки, с точки зрения Советского правительства, компенсировались достигнутым укреплением безопасности западных рубежей РСФСР и возможностью на практике продемонстрировать готовность к налаживанию мирных отношений с ”буржуазными” государствами.

Значение Тартуского договора заключалось и в том, что он заложил основу для развития российско-эстонской торговли, важной для экономики обеих стран. В условиях сохранявшейся международной экономической изоляции Советской России, которая начала лишь постепенно ослабляться с января 1920 г., РСФСР получила не только доступ к эстонскому рынку, но и возможность выгодного транзита своих товаров через эстонскую территорию. Эстония, со своей стороны, извлекала из этого в начале 20-х гг. немалую выгоду, особенно содействуя сбыту на мировом рынке российского золота.

Тартуский договор сыграл роль своего рода модели для заключенных в том же 1920 году договоров РСФСР с новыми независимыми государствами, возникшими на территории бывшей Российской империи: Литвой, Латвией, Финляндией, Грузией. При этом, однако, полного отказа от идеи их ”советизации” в случае возникновения благоприятных для этого обстоятельств в Москве не произошло. Так, в начале 1921 г. Красная Армия ликвидировала независимость ослабленной внутренними межэтническими противоречиями демократической Грузии. А в 1924 г. была предпринята попытка коммунистического переворота в Эстонии. Но самостоятельная эстонская государственность оказалась достаточно прочной и просуществовала вплоть до 1940 года, когда пала жертвой сложившейся в Европе новой геополитической ситуации.

Спустя ровно 70 лет после подписания Тартуского договора, 2 февраля 1990 г. республиканское собрание народных депутатов Эстонской ССР всех уровней в Таллине приняло декларацию, провозгласившую задачи борьбы за восстановление независимой и демократической эстонской государственности. Тартуский договор был назван в декларации одной из важнейших правовых основ этой борьбы. Так документ, подписанный в 1920 году, вновь внес свой вклад в дело утверждения суверенитета Эстонского государства, ”свидетельством о рождении” которого он является.

Поделиться
Комментарии