Почему вы решили претендовать на пост мэра Таллинна?

Когда идешь в политику, то должен быть готов выставлять свою кандидатуру на разные посты и пробовать, стремясь к ним, добиться доверия народа. Я выставлял свою кандидатуру на выборах в Таллиннское горсобрание, куда и попал, в Рийгикогу, куда тоже прошел. Теперь вновь буду пытаться пройти на выборах в столице, на сей раз - в качестве кандидата в градоначальники.

Я полагаю, что в Таллинне дела идут неправильно. Думаю так не потому, что состою в Партии реформ. Просто считаю, что в городе многие вещи делаются неправильно и их можно было бы делать по-другому, лучше. Я и моя партия справились бы с этим.

Насколько вас раздражает то, что уже более недели обо всех кандидатах на пост мэра от других партий говорят, как о политиках второго эшелона?

В какой-то степени, конечно, раздражает. Когда я смотрю, кто это говорит, то думаю, какое право они имеют категоризовывать людей на первый и второй эшелоны. Особенно сопровождая это такими глупыми рассуждениями: мол, наша партия уже сдалась, даже не надеется выиграть выборы. Это бред.

Партия реформ никогда не думала и не говорила, что на этих местных выборах в Таллинне станет крупнейшей. Мы совершенно убеждены, что, глядя на здешних избирателей и национальный состав, самой крупной и после этих выборов станет Центристская партия. Мы хотим стать второй по величине, показать лучший для себя результат, хотим, чтобы горуправа изменилась. Вот тогда мы и выиграем выборы.

Вам тогда довольно сложно в них участвовать, если на самом деле знаете, что мэром не станете...

Как так, что не могу стать мэром? Абсолютно возможен сценарий, что три партии, которые, кроме Центристской, попадут в горсобрание, сумеют договориться, что партия, которая получит наибольшее количество голосов, выставит кандидата на пост мэра. Я верю, что такой партией будет Партия реформ. Если соцдемы уверены, что такой партией станут они, то могли бы тоже поучаствовать в этой сделке.

Однако посмотрим на нынешнюю оппозицию в Таллинне, на эти самые три партии. Особого сотрудничества между ними и общего фронта что-то не видно.

Тому - две причины. Во-первых, мэрия состоит из центристов - в такой ситуации оппозиции очень трудно что-то сделать. Вторая проблема в том, что в течение этого выборного цикла никто не забудет, что сделали соцдемы после выборов в 2009 году, когда вошли в коалицию с центристами.

Но это не мешает оппозиции предлагать идеи, которых, однако, сейчас тоже не так уж много.

Их предлагают. IRL и Партия реформ сотрудничают довольно тесно, но в отношении соцдемов большую путаницу вызывает то, что заместитель председателя горсобрания - по-прежнему из Социал-демократической партии, и люди помнят обещания.

В пяти избирательных списках Партии реформ в Таллинне первым номером идут министры, в двух - депутаты Рийгикогу. Вы верите, что министр юстиции Ханно Певкур пойдет в горсобрание?

Это стародавний вопрос. Нынешние министры не говорят, что сразу, как только их изберут, пойдут в горсобрание. Они не обманывают избирателей. Но они участвуют в выборах уже только потому, что являются известными, уважаемыми политиками. Почему бы им не участвовать и не приносить своей партии голоса? Никто не знает, будут они через два года министрами или, может, членами горсобрания. Это место останется за ними. Ты сейчас требуешь, чтобы самые лучшие и сильные кандидаты не участвовали бы в местных выборах.

А если я хочу выбрать в горсобрание, например, Кейт Пентус-Розиманнус, то буду весьма разочарован, когда она туда не пойдет.

Через два года, быть может, уже пойдет.

Я не хочу через два года, ведь выбираю ее теперь.

Тогда не выбирай Пентус, если считаешь, что она, вероятно, не пойдет. Выбирай третьего или четвертого по списку. Голосуй за него.

Почему тогда эти третьи не могут быть в списке первыми, если они реально хотят пройти в горсобрание, а не получить запасное рабочее место?

Уже сейчас вы бурчите, что кандидат на пост мэра - политик второго эшелона, не министр. Теперь ты заявляешь мне, что, дескать, уберите всех министров из списков. Потом будете говорить - кто там у вас эти люди, мы их не знаем. В какой-то радиопередаче я услышал: "Ханно Певкур, некая Ынне Пиллак". Ынне у нас сейчас руководитель фракции - что это за отношение? "Некая Ынне Пиллак"... Она идет вторым номером в Нымме.

Если бы она шла первым номером, то, может быть, получила бы больше внимания.

Я думаю, наоборот: стали бы рассуждать - почему вы поставили ее, никто ее не знает и т.д. Но я думаю, что люди не должны чувствовать себя обманутыми. Если бы я на какой-то встрече заявил, что, если меня выберут, то немедленно покину Рийгикогу, то это был бы обман. Я говорю: если меня выберут и я могу стать мэром Таллинна, то уйду из парламента. Если такой возможности не будет, останусь там.

Если вы обыграете центристов, должны будете создать тройственную коалицию, что означает - от ваших предвыборных обещаний останется лишь примерно треть.

На прошлых выборах Центристская партия получила абсолютное большинство, так как была Бронзовая ночь и в 2009 году избирательная активность повысилась внезапно преимущественно среди русскоязычного населения. Это дало им такое большинство, которого они никогда прежде не получали, и я не верю, что получат еще.

Поделиться
Комментарии