"Христос Воскресе! Этими словами приветствуем мы друг друга в период праздника Пасхи; этими же словами в любой день приветствовал преподобный Серафим Саровский всякого приходящего к нему со своим горем.

И этими же словами приветствую я вас сегодня, когда болит сердце за происходящее, за горе, причиненное невинным или по недоразумению втянутым в конфликт людям, за озлобление и упрямство, не дающие услышать и понять друг друга, за ненависть, мстительность, невежество, глупость и прочие пороки, которые привели к переживаемому нашим обществом кризису.

Наше правительство, игнорируя позицию городских властей, опирающуюся на мнения участников круглого стола по проблеме "Бронзового солдата", и пренебрегая высказываниями многих других местных и зарубежных политических и общественных деятелей и организаций, вопреки, наконец, здравому смыслу, в преддверии праздника Победы над фашизмом, приступило 26 апреля 2007 г. к операции по оскорблению памяти воинов, отдавших свои жизни за освобождение мира от коричневой чумы.

Дело не в самом перезахоронении останков, а в отношении к памяти. Это место было долгие годы священным для всех, кому ясно, что нацизм — гибельная для человечества мерзость. Оно было свято для всех, кто чтил память воинов, пожертвовавших жизнью, чтобы мы с вами сейчас жили в свободном обществе (в каждой семье были убитые, искалеченные, пропавшие без вести).

Да! Именно ради нашей с вами свободной жизни жертвовали собой воины, а не ради того, чтобы Эстонию и другие освобожденные страны захватила коммунистическая диктатура, как это пытаются представить некоторые деятели. Навязывая обществу мнение, что это памятник оккупанту, некоторые политики, возможно, сами того не замечая, руководствуются стереотипом советской идеологии, согласно которому армия и компартия — едины.

Такого единства не было. В составе советской армии воевали люди разных национальностей, вероисповеданий и убеждений. Одни воины были пропитаны коммунистической идеологией, другие нет. Многие пострадали от советской власти и никаких теплых чувств к ней не питали.

Не секрет, что кто-то доблестно воевал, а кто-то позорил воинскую честь. Но памятник поставлен тем разным по национальности и убеждениям людям, которые самоотверженно воевали, будучи проникнуты единым стремлением: освободить от нацизма как свои, так и другие народы.

"Бронзовый солдат" был символом чести и достоинства всех, кто благодарно чтил память воинов.

И в том, что на попытку изгнать памятник на кладбище, люди ответили гневным протестом, нет ничего плохого.

Плохо другое: то, что многие, взявшись за правое дело, не исправили в первую очередь себя самих и позволили своим низменным страстям выплеснуться наружу; что поддались на провокации и повели себя недостойно памяти павших воинов, и унизили, опозорили себя и своих единомышленников, осквернили память воинов, играя на руку тем, кто сеет в нашем обществе национальную ненависть; плохо, что, гневаясь, озлобились и сорвали зло на невиновных.

Протестовать или нет — выбор совести каждого человека, но формы протеста должны соответствовать цели. Дурные средства не оправдывают благой цели и препятствуют ее достижению.

В беседе с Президентом я обещал способствовать преодолению разразившейся вражды. Но без Божией помощи мы ничего не сможем сделать. Помолимся же о том, чтобы произошедшее в нашей столице было успокоено Божиим вмешательством по Его святой и благой воле. Дай Бог мудрости всем, как живущим в Эстонии, так и за ее пределами, не отождествлять тот или другой народ с теми, кто его позорит. Употребим усилия, чтобы не быть рабами своих страстей и проводниками чьей бы то ни было злой воли.

Что же касается самого места, на котором стоял памятник, там, как и в других местах страданий (например, гибели больших кораблей наподобие "Русалки" и "Эстонии"), предлагаю поставить в память этого скорбного события крест".

+ К О Р Н И Л И Й МИТРОПОЛИТ ТАЛЛИНСКИЙ И ВСЕЯ ЭСТОНИИ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СИНОДА ЭПЦМП

Какое чувство вызвала у вас эта статья?

Радость
Удивление
Интерес
Никакое
Грусть
Злость
Поделиться
Комментарии