Cерпом по единороссам
26 апреля российские массовые средства сообщили, что парламент России достиг, наконец, согласия с президентом по поводу символики знамени победы. На знамени сохранится советская символика, которая должна была исчезнуть как по "ельцинскому" закону 1996 г., так и по варианту нового закона, принятому 6 апреля большинством Госдумы.
За неделю до этого — 20 апреля — президент Путин "отклонил решение единороссов снять серп и молот со знамени". В некоторых средствах новость называлась еще яснее: "Путин не дал убрать серп и молот со знамени победы".
События вокруг знамени развивались следующим образом. 6 апреля Госдума России, вслед за единороссами приняла федеральный закон "О Знамени Победы", предписывавший среди прочего убрать со знамени советские символы — звезду, серп и молот. Этот закон фактически подтверждал решение предыдущего закона о знамени, принятого Госдумой России и подписанного Б. Ельциным в 1996 г.
Несмотря на наличие старого закона, уже 10 лет назад устранившего со знамени советскую символику, принятие нового варианта закона было воспринято ветеранами и другой патриотической общественностью как демарш, который, к счастью, Путин "пресек". Президент, удовлетворенно отмечалось в прессе, "не первый раз режет на корню инициативу, вызвавшую негодование рядовых россиян".
Это решение президента и определило последний вариант закона, принятого 25 апреля и сохраняющего на знамени указанную символику.
Итак, все вроде кончилось хорошо. Президент пресек "поползновения" — то есть воспрепятствовал принятию неправильного закона. И слава богу? Однако история со знаменем победы накануне праздника, как и ряд других аналогичных кремлевских историй, заставляет задуматься.
Если Путин "не дал" принять первый вариант закона, то почему единороссы провели его через Госдуму?
Отклонив принятый 6 апреля российской Госдумой вариант закона (заметим, подозрительно напоминающий решение эстонских парламентариев по советской символике), президент поступил справедливо. Своей высшей властью "не дал": вмешался и пресек непатриотические происки по "оскорблению реликвии". Как заявили ярославские депутаты, вместо традиционной красной звезды закон фактически предлагал поместить на знамя "белую звезду, очень похожую на ту, что является символом американской армии". Еще раньше — 10 апреля — против "скандального закона" выступили Г. Зюганов и КПРФ.
Но кем и зачем решение о снятии советских символов принималось до этого, то есть с чьей стороны шли "происки"? Откуда взялся непатриотизм (и "вражеская" звезда) у сплошь патриотической Госдумы, последних "демократов" из которой выгнали 4 года назад?
Закон "О знамени победы", предписывавший снятие со знамени серпа и молота (и замене его на белую "американскую" звезду?) 6 апреля приняла нижняя палата российского парламента главе с единороссами. За голосовало 332 депутата, против — 99 (в основном из КПРФ и справедливой России).
До этого решение по символике было принято единороссами во главе с Б. Грызловым и другими ведущими партийцами. После чего провести закон через Госдуму (с трех попыток и несмотря на вето совета Федерации) уже не составляло труда, поскольку, как известно, именно большинство Единой России и определяет думские решения.
Какова, спросим теперь, была роль в данных решениях президента и других "главных инстанций"? Неужели закон Госдумы по символике мог быть задуман и принят без них?
Вряд ли. Всем известно, что Единая Россия создавалась как партия власти именно под Путина. Кто же теперь может поверить, что эта организация могла что-то предпринять без президента и других руководящих товарищей? Значит, выходит, прежде чем "не дать" снять советские знаки со знамени победы, Путин (или другие крупные силовики) должны были "дать" единороссам добро на решение по их снятию.
Что же показывает странная суета вокруг знамени? Что Путиных — два? Один хороший, который вместе с ветеранами и согласно их справедливым требованиям выступил против "козней" и "происков" тех, кто требует снять советские символы со знамени. Второй — странный (хороший ли?), который перед этим дал единороссам приказ… символы со знамени снять? Может, речь идет о разных течениях внутри силовой закулисы? Или о попытках подставить как Единую Россию, так и самого Путина?
Единороссов сдает ветеранам призрак "Справедливой России"?
Реакцию ветеранов на закон о снятии советских символов со знамени можно было легко предвидеть. Виноваты ли в этой реакции лишь средства массовой информации, которые один из авторов законопроекта А. Сигуткин убедительно призвал "не нагнетать" обстановку.
Кто, собственно, "нагнетал", как не Госдума во главе с единороссами? Зачем, спрашивается, единороссы и Госдума приняли непопулярное решение — да еще накануне праздника?
Наверно, таково было указание сверху. Но для чего?
Похоже, именно для того, чтобы вызвать патриотическое возмущение. И дать ветеранским организациям возможность обрушить всю его мощь на Единую Россию.
С целью? Вероятно, с целью показать, что у российской власти есть две партии. Плохая — Единая Россия, видимо, "продавшаяся либералам". И хорошая — какая-то другая. Может, Россия "Справедливая" (как и КПРФ, голосовавшая против закона)?
Значит, выходит, в "постановке" о знамени (а речь, очевидно, идет о постановке) партии Единая Россия (и Госдуме) вполне сознательно отводилась роль известной унтер-офицерской вдовы, которая высекла сама себя. Странно? Да — если не замечать, что целый ряд кремлевских политических демаршей последнего времени, в том числе и связанных с Эстонией строится именно по этому сценарию.
То ли от усталости, то ли от странных руководящих указаний Единая Россия начинает спотыкаться — причем все сильнее и все заметнее. Что, видимо, должно показать, что патриотические интересы в новой обстановке должна отстаивать какая-то другая партия. Не молодая ли и национал-революционная Россия "справедливая", чей призрак неожиданно забродил по стране?
У читателя в Эстонии российские баталии вокруг знамени победы могут, пожалуй, вызвать не каверзный, но скорее печальный вопрос. Каких решений ждать от российского руководства по проблемам советской символики и памятников вне России, если его решения по этим проблемам внутри страны имеют столь очевидные противоречия и странности?