Кого "заставляют поежиться" санкции С. Иванова
В начале апреля вице-премьер России С. Иванов заявил о возможных санкциях России против Эстонии в ответ на готовящийся (по заявлению эстонских властей уже в мае) демонтаж памятника Бронзовому солдату. Как отмечают комментаторы, предлагаются, во-первых, меры "на уровне общественности", которые призваны "создать в России общую атмосферу нетерпимости и непримиримости к подобным действиям Таллинна". То есть — "бойкот эстонских товаров и туристических возможностей". Во-вторых, санкции должны включать и меры "на государственном уровне", которые должны затронуть (то есть желательно — перекрыть) российско-эстонский транзит.
Именно меры по перекрытию транзита (и его "финансового крана") руководитель международного управления партии "Справедливая Россия" М. Демурин считает главной частью санкций. Он отстаивает "перекрытие финансового крана для спонсоров эстонской правящей верхушки, имеющих бизнес с Россией". По его словам важно также "прижать" их контрагентов и покровителей в Москве и Санкт-Петербурге".
По мнению М. Демурина, призыв С. Иванова к таким мерам, в отличие от заявления российского же МИДа об отказе от каких-либо действий против Эстонии, "заставил вдумчивых эстонских политиков поежиться".
К сожалению, с данным мнением нельзя согласиться. "Вдумчивых эстонских политиков" грозный призыв вице-премьера C. Иванова (как и комментарий представителя "Справедливой России" М. Демурина) заставил, пожалуй, скорее усмехнуться. "Поежиться" же он заставляет скорее сторонников контактов двух сторон — то есть российских транзитников и тех в Эстонии, кто все еще пытается иметь какие-либо дела с Россией.
Меры "на уровне общественности". "Непримиримость": прекращение туризма и "несъедение" сырков
Обращаясь к "российской общественности", вице-премьер С. Иванов, как и его убежденные сторонники в "Справедливой России", в целях создания "атмосферы нетерпимости и непримиримости" призывает, в частности, к "бойкоту эстонских товаров и туристических возможностей". То есть россиянам предлагается, во-первых, прекратить поездки в Эстонию и переориентироваться на Калининград.
Предложение забавное. Не только потому, что Калининград, увы, все еще не Эстония. Но, скорее, потому, что понравиться это предложение может не "российской общественности", а общественности совсем другой — эстонским правым партиям, как и имеющей к ним отношение "верхушке". Именно этим силам и мешают не финско-шведские туристы, но сильно возросший в последнее время туризм российский, то есть именно — российские "туристические возможности".
Аналогично с молочной продукцией из Эстонии. М. Демурин предлагает россиянам ответить "эстонским реваншистам" широким "несъедением" эстонских творожных сырков. "Несъеденный творожный сырок из этой страны — заявляет М. Демурин, — сам по себе не станет уроком для тех эстонских реваншистов, кто творит надругательства над нашей историей".
Многие помнят, кому именно в Эстонии не понравились творожные сырки с их рекламой в пользу центристов. Опять же — эстонским правым, которые, как известно всем, кроме М. Демурина, и творят "надругательства". Однако полностью устранить злосчастные "зеленые" сырки в тот момент эстонским правым не удалось. Может быть теперь через "Справедливую Россию" им удастся организовать массовое "несъедение" этих сырков в самой России?
Не странная ли получается атмосфера "нетерпимости и непримиримости"?
Где находятся покровители "реваншистов"?
Предложенные С. Ивановым меры со стороны российской "общественности" — это, понятно, мелочевка. Тем более, что, скорее всего, этой общественности как сырки, так и эстонский туризм, прямо скажем — "до фени". Главное — меры по транзиту.
Повторим: "Справедливая Россия" и солидный член ее руководства М. Демурин активно и жестко предлагают "перекрытие финансового крана для спонсоров эстонской правящей верхушки, имеющих бизнес с Россией". Они требуют также "прижать" их контрагентов и покровителей в Москве и Санкт-Петербурге".
Отметим интересную мысль. Предлагается прижать спонсоров, покровителей и контрагентов "эстонской правящей верхушки". Причем не "вообще", а именно той, которая настаивает на сносе памятника, то есть, будучи "реваншистами", "творит надругательства".
Неужели "Справедливая Россия" и М. Демурин всерьез считают, что "спонсоры и покровители" этой верхушки — находятся в Москве? Наверно, Эстония как раз для того и вступала в ЕС и НАТО, чтобы покровители ныне выступающей за снос памятника "верхушки" находились совсем в других местах. Или, может, "перекрытие финансового крана для спонсоров" этой самой "верхушки" Демурин надеется продавить через ЕС?
Главных эстонских виновников сноса памятника "Справедливая Россия" (вопреки всякой логике) ищет среди противников правых партий. Заодно обвиняя и тех в России, кто пытается поддержать этих сторонников нормальных отношений с Россией. Против тех и других "Справедливая Россия" и направляет основной удар? У партии и ее идеологов, очевидно, свое понимание справедливости.
Транзит "Северстальтранса" — российский или чужой?
Говоря конкретно, "Справедливая Россия" фактически требует перекрыть транзит российской фирме "Северстальтранс". Но ведь отрицать, что эта фирма представляет транзит именно российский — трудно. В конце 2006 г. Э. Сависаар и центристы попытались пробить исполнительному директору "Северстальтранса" А. Филатову гражданство Эстонии, поскольку "благодаря Филатову в Эстонию пришли инвестиции в размере около 3 миллиардов крон".
Однако из-за нажима правых партий российскому бизнесмену гражданства в Эстонии не дали. Отвод правых мотивировался, в частности, "антиэстонским фильмом", созданным при поддержке Филатова, по сообщению российских СМИ, "антифашистами Эстонии". Но история с фильмом, понятно — повод. Главное — своим выступлением, как и постоянным нажимом на "Северстальтранс", эстонские правые ясно показали, что они — противники укрепления российского транзита в Эстонии.
Зададим вопрос. Если бы бизнес был не российский, а кого из "глобалистов" — неужто его организаторы вызывали бы у тех же правых партий такое возмущение? Раз гражданства не дали (наверно, не без участии правых и "верхушки") значит, бизнес — российский.
И вот теперь вторая (после "Единой России") российская партия власти "Справедливая Россия" добивается, чтобы транзит российской фирме, да и вообще фактически весь российский транзит — закрыли. А заодно и "дали по шапке" "контрагентам". Логично?
Если "Справедливая Россия" продолжает традиции рогозинской "Родины" (что, похоже, и есть), то, пожалуй, вполне. Возмущенной "реваншистами" общественности осталось только потребовать, чтобы российского транзитника А. Филатова за "антиэстонский фильм" лишили бы заодно и российского гражданства…
"Покровители" российского транзита и Единая Россия
Но "Справедливая Россия" не просто требует перекрыть российский транзит в Эстонии. Она требует "прижать контрагентов", они же "покровители и спонсоры", этого транзита в российских столицах. Поскольку, мол, у данных покровителей есть в этом деле свой непосредственный "интерес".
Заметим, обвинения раздаются весьма серьезные. Уже называлось, например, имя министра транспорта и члена "Единой России" И. Левитина. Если Левитин (и ряд других лиц) действительно имеет в указанном транзите "свой интерес" и крупные чиновники "участвует" в бизнесе, то, это понятно, не очень красиво. При этом ясно и то, что это — дело генпрокуратуры.
Но ведь проблема не только в одном Левитине. Борцы со "спонсорами и контрагентами" из "Справедливой России" поднимают вопрос о "замешанности" ни более ни менее, как целой группы чиновников-единороссов! Причем, именно тех, кто на недавних выборах призывал поддерживать центристов. В их числе, кажется, были С. Степашин и Б. Грызлов. Размах обвинений — более чем крупный. Он-то и заставляет задуматься. Что перед нами — война двух российских партий?
Выходит, свежеиспеченная "Справедливая Россия" шьет более "пожилой" "Единой России" целое дело о коррупции. Неужели всерьез? Или с прицелом на перспективу? Ведь сейчас "Единая Россия" еще у власти, а у российской генпрокуратуры есть дела поважнее, — например, дело Березовского или дело "банкиров-вредителей"…
Может, после ухода Путина "справедливцы" такое дело и будут пробивать? А среди фигурантов, будут значиться те единороссы, кто пытался наводить мосты с эстонскими центристами? В обстановке "национальной революции" можно ждать еще и не того.
Но пока еще есть время для некоторых вопросов.
Кто и зачем организует потасовку двух основных российских партий власти?
Почему, во-первых, столь тяжкие обвинения против крупных единороссов "справедливцы" выдвинули именно сейчас, в момент резкого обострения эстоно-российских отношений? Если у Левитина и других рыльце, что называется, "в пушку", то отчего их держали на постах до сих пор? Никто ни о чем не догадывался?
Трудно представить. Ясно ведь, что без стоящих за Единой Россией "силовиков" Левитин и другие на свои посты бы не попали и никакого "участия" в бизнесе (если таковое было) не получили. Почему "дело" не устроили раньше? Никто "ничего не знал", или ожидали удобного случая? В чем удобство сейчас — в том, что можно заодно подорвать и остатки влияния России в Эстонии?
Вообще — что означает наступление России "Справедливой" на "Единую"? Начало спектакля по "уводу" "Единой России" со сцены в преддверии президентских выборов? Или начало реального "расхождения" интересов двух групп силовиков — прагматиков и "национал-революционеров"?
Допустим, обвинения "Справедливой" России против "Единой" "справедливы". Но зачем она выносит сор из избы в критический момент эстоно-российских отношений? Более того — устраивает на глазах изумленной общественности громкую разборку с другой (главной на сегодня) российской же партией власти? Неужто — с целью улучшения имиджа России в Прибалтике? Чью "справедливость" отстаивает рогозинская по сути "Справедливая Россия"?
Не идет ли речь о попытке нажима на ту часть российского руководства, которая противится политике подрыва своих долговременных союзников (под "патриотическими", естественно, лозунгами), и стремится отстаивать в Эстонии интересы как российского бизнеса, так и чудом уцелевших пока сторонников сотрудничества с Россией?