Санкт-Петербург сегодня вновь главный революционный агент в России. Запрос на модернизацию и перемены в городе велик как никогда. Об этом говорят политики, пишут петербургские телеграм-каналы. Это показал выход на улицу тысяч людей 23 января. Заполненный до горизонта Невский проспект в день акции за освобождение Алексея Навального вовсе не говорит о мегапопулярности Навального у петербуржцев. К политику-москвичу в Питере отношение всегда настороженное. Однако можно констатировать факт — уровень неприятия происходящего в стране в целом и действий региональных властей в частности был последний раз на таком высоком уровне как сегодня в середине нулевых, когда на смену уходящему, популярному у петербуржцев, губернатору Владимиру Яковлеву Москвой была навязана вульгарная уроженка украинского села Шепетовка, экс-секретарша Ленинградского горкома комсомола Валентина Матвиенко.

После легендарного демократического мэра Анатолия Собчака, вернувшего в 1991 году городу на Неве его историческое имя, период конца девяностых — начала нулевых был в Санкт-Петербурге периодом больших надежд. Сменивший в 1996 году Собчака новый губернатор Яковлев, интеллигентный инженер-строитель, остался в памяти большинства петербуржцев умелым хозяйственником, решившим большое количество проблем городской инфраструктуры. Но не только. Это был период расцвета парламентской демократии в Северной Столице. Владимир Яковлев гордился тем, что все выборы в Петербурге проходят честно, а он прибывает в Законодательное Собрание только по приглашению депутатов и для утверждения бюджета города.

Был и ещё один момент. Будучи по национальности представителем коренного народа Ленинградской области ижора, он пытался реализовать очень важный и актуальный проект — добиться объединения задыхающегося в своих границах Петербурга с обделённой вниманием всех уровней российской власти Ленинградской областью. Сделать это он, впрочем, не успел. В Кремле, испугавшись, что на выборах главы объединённого региона популярный Владимир Яковлев триумфально победит, спешно подобрали ему замену.

Тогда, в далёком уже 2007 году, напряжение прорвалось в знаменитом первом петербургском ”Марше несогласных”, спровоцированном непродуманным и несправедливым решением проблемы монетизации ряда социальных льгот петербуржцев. Впрочем, ”монетизация” стала лишь последней каплей. Несоответствие стиля управления Санкт-Петербургом менталитету большей части петербуржцев, неуважение петербургского образа жизни, пренебрежение к традициям политической культуры 5-миллионного европейского города раздражало горожан несколько лет и, в конце концов, выплеснулось на улицу. Стихийно возникший на площади Восстания митинг превратился в многотысячное шествие под лозунгом ”Это наш город!” и поднятием возле ратуши бывшей городской Думы флага Европейского Союза.

Тогда власти испугались. Губернаторша Матвиенко стала приглашать представителей оппозиции на совещания и консультации в городском правительстве. Осенью состоялись относительно честные выборы в Законодательное Собрание. А в следующем 2008 году даже вновь заговорили об объединении Санкт-Петербурга и области в единый регион Ингерманландия. ”Смольный полон решимости начать процесс аннексии Ленинградской области, правда, без объявления войны. По слухам, это будет проходить под флагом императора Петра Великого, который, помимо заложения Петербурга на невских берегах, создал и первый ”субъект российской империи”, назвав его Ингерманландской губернией, включив в ее состав и Санкт-Петербург.” — писало тогда главное интернет-издание города ”Фонтанка.ру”. Идею, впрочем, быстро похоронили по очередному окрику из Москвы.

Сегодняшняя ситуация в Санкт-Петербурге напоминает 2007 год до боли. Только зрела она в этот раз гораздо дольше. В 2011 году на смену Валентине Матвиенко пришёл новый губернатор. Старый друг Владимира Путина, уроженец азербайджанского Баку, офицер КГБ-ФСБ Георгий Полтавченко также, как и его предшественница, был навязан городу на фактически безальтернативных выборах, куда ни один независимый политик допущен не был. За 7 лет его губернаторства в Санкт-Петербурге был окончательно закреплён курс на заморозку любой общественной и политической активности. Стали жёстко пресекаться любые акции и перфомансы оппозиции, массово возбуждались уголовные дела против неугодных власти журналистов и блогеров, а главным массовым мероприятием стал ежегодный Крестный ход по Невскому проспекту, на который сгоняли студентов и работников бюджетной сферы под угрозой отчислений и увольнений. Апофеозом консервативного правления губернатора Полтавченко стало закрытие Генеральных консульств США и Великобритании, которые работали в городе на Неве с советских времён.

Последние два с половиной года Санкт-Петербургом руководит Александр Беглов, уверенно выдерживая принятую своим предшественником политическую линию ”запрещать и не пущать”. ”Прославился” он двумя поступками. В 2018 году, встречаясь со студентами Политехнического университета, рассказал им о Госдепе, проникающем в мозг россиян и необходимости изготовить новую атомную бомбу. А в 2019-м, выступая в Законодательном Собрании, испугавшись неудобных вопросов оппозиционных депутатов, тайно сбежал из городского парламента. После чего получил уничижительное прозвище ”Сбеглов”.

Для традиционно либерального вольнодумного европейского Санкт-Петербурга последние 15 лет стали временем постоянно и неуклонно усиливающегося давления федеральных московских властей на петербургскую идентичность. И если в конце нулевых раздражение петербуржцев губернатором Матвиенко компенсировалось надеждами на нового молодого президента России Дмитрия Медведева, то сегодня надежд нет никаких. Неприятие губернатора Беглова дополняется пониманием того, что режим консервации города, его изоляции от Европы одобрен лично Путиным. И если старшее и среднее поколение горожан во многом смирилось и опустило руки, то питерская молодёжь отказывается принимать такое положение вещей категорически. 23 января десятки тысяч молодых людей вышли на улицы и площади Санкт-Петербурга не за московского политика Навального. Они вышли за своё будущее, которое у них пытаются украсть.

Поделиться
Комментарии