Причиной многие называют географическое положение: Петербург и Москва, между которыми находится регион, забирают самое активное население, граница с тремя государствами (Беларусь, Эстония, Латвия) в меньшей степени, но тоже выжимает из региона соки. Хотя корень проблемы, конечно, не в этом.

Из Пскова до границы с Эстонией можно добраться за 40 минут, с Латвией — чуть больше, где-то за 50. Съездить в страны Евросоюза и потом с недельку задаваться риторическими вопросами ”почему у нас вот прям совсем не так” — это привычная забава любителей ездить в страны Балтии. Точнее, была такая забава до закрытия границ.

Эстония и Латвия считаются не самыми богатыми странами — по меркам Евросоюза. Но окном в Европу и цивилизацию — по меркам жителей Псковской области. Более 20 тысяч жителей этой области на эти новогодние праздники сидели без электричества, потому что система энергоснабжения оказалась настолько изношенной, что трещала по швам из-за мокрого снега. Оказалось, что вообще-то Псковской области нужна полная модернизация электроснабжения.

А ещё раньше оказалось, что региону нужна полная модернизация первичного звена здравоохранения, а ещё — что областному автопредприятию не на чем ездить.

А ещё — что регион в таких долгах, что не может брать новые кредиты. В итоге в ноябре прошлого года главу Псковской области вызвали на экстренный онлайн с президентом России, который — как он всегда это делает — обещает помочь залатать дыры нищего региона.

А ещё, что псковские врачи — самые загруженные в России: 98% (ну то есть почти все) вынуждены совмещать и работать больше, чем на одну ставку.

С врачами и здравоохранением в Псковской области вообще отдельная проблема. Вдумайтесь в цифру: укомплектованность Псковской области врачами составляет порядка 55%. То есть нам надо почти в два раза больше, чем у нас есть, и этой проблеме — далеко не один год.

Ехать в Псковскую область, где нет ни нормальных зарплат, ни инфраструктуры, специалисты не хотят — даже за подъемные. В итоге чтобы решить проблему со статистикой, псковские власти… сокращают потребность во врачах, оптимизируя отделения районных больниц. В разгар пандемии коронавируса в Псковской области решили ликвидировать сразу два инфекционных отделения в Плюсском и Невельском районах. Уже несколько месяцев жители Невеля борются за свое инфекционное отделение, жители маленькой Плюссы сдались раньше.

Говорить о нищете и бедах приграничной Псковской области можно, к сожалению, чуть ли не бесконечно: это регион, который входит в топ-5 по самым маленьким зарплатам в России. Регион с самой высокой смертностью в России — в том числе по итогам ушедшего 2020 года. Регион, который правительство официально включило в список 10 самых экономически слабых в России.

К сожалению, в ряде регионов Северо-Западной и Центральной России ситуация лучше, но не намного: в последние годы, особенно в небольших городках, энергетики и жизни становится всё меньше. Чтобы проверить — как откроют границы, прокатитесь по Ивановской, Владимирской, Тверской, Псковской, Пензенской областям. Просто посмотрите на дома и дороги. А если осмелитесь — поговорите с людьми.

По телевизору — и у вас, и у нас — говорят, что всё хорошо. Говорят, что предприятия строятся, дороги ремонтируются. Да, это так. Но важны же детали, правда? Федеральные дороги, по которым ездят петербуржцы, москвичи, да и в принципе начальство, — да, они в порядке. Но больше 50% дорог в Псковской области не имеют асфальтового покрытия и по ним в основном ездить невозможно. Невозможно передвигаться как раз бедным жителям небольших городков.

Заводы, особенно сельхозпредприятия, в регионе работают: да вот только крупные промышленники своим лобби практически убили фермерские и личные подсобные хозяйства. Да и львиную долю субсидий получают именно они.

То же касается и предприятий других направлений: субсидии получают конкретные заводы, дружественные власти. А часто и напрямую принадлежащие власти.

Засилье провластного лобби вкупе с колоссальным кризисом управления (никогда местное самоуправление не было так слабо, как сейчас, на старте 2021 года) приводит вот к этому — и деньги вроде есть, министерства регулярно подкидывают нам какие-то копейки. И страна вроде не бедная, и бюджеты регионов вроде растут.

Самый главный вопрос в том, как эти деньги расходуются. И с этим большие проблемы.

Как сказала на днях известный российский профессор Наталья Зубаревич, ”до тех пор пока каждое российское федеральное министерство в рамках своего куска полномочий решает, сколько оно даст денег регионам, так и будет. Никакой нормальной синхронизации этого процесса в стране нет”.

Созданная в России вертикаль власти практически развалила возможность выстраивать в регионах (особенно таких бедных, как Псковская область) стратегию развития. О, точнее есть у Псковской области ”стратегия развития”: на пять лет регион получит от правительства пять миллиардов рублей, четыре из которых на развитие получат две провластных структуры с очень сомнительной эффективностью (об этом как-нибудь стоит рассказать отдельно). Вот такая стратегия ”для своих”.

Увы, проблема не только в том, что власть творит, но и в том, что народ молчит. Но эта беда для России как наследственное родимое пятно. Авось, выведется в каком-нибудь поколении…

Какое впечатление оставил у вас этот материал?

Позитивно
Удивительно
Информативно
Безразлично
Печально
Возмутительно
Поделиться
Комментарии