Как всем известно соревнования Олимпиады-80 проводились не только в Москве. Игры принимали пять городов СССР (об этом везде и всегда скрупулезно упоминалось) — Москва, Ленинград, Киев, Минск и Таллин.

Конечно, подавляющее большинство стартов проходило в Москве.

Ленинграду, Киеву и Минску достался отборочный футбольный турнир. А вот Таллину повезло. Только в нем, кроме Москвы, разыгрывались и вручались медали. Шесть комплектов наград в состязаниях яхт разных классов.

Определился этот лестный для маленькой прибалтийской республики факт на 79 сессии МОК (июнь 1977 года, Прага), когда была представлена программа-расписание соревнований. Согласно воспоминаниям председателя Федерации парусного спорта СССР Андрея Кислова, прибалты буквально силой и напором вырвали регату у Ленинграда.

”Таллин выкупил олимпийскую регату, прямо окажем, задарма. Был такой мудрый председатель горисполкома Ивар Каллион. Энергичный мэр Таллина быстро оценил значение происходящего. И он рискнул выделить из городского бюджета 5 000 рублей наличными на oплату услуг местных архитекторов. Пока на берегах Невы ждали команду из Москвы, эстонцы уже включились в работу, сделав макеты олимпийских объектов. На фоне бездействия одних и нескрываемого желания других, выбор был сделан в пользу последних. Возглавлявший в то время Спорткомитет СССР Сергей Павлович Павлов, знавший на практике законы подковерной борьбы в Кремле, сказал: ”Да пусть будет Таллин. Эстонцы вывернутся наизнанку, но сделают все в лучшем виде, пока питерцы будут ожидать указаний сверху”.

В качестве третьего города-претендента еще была возможна Рига, но они вели себя как-то совсем вяло и как серьезный кандидат не рассматривались.

О том, как готовился советский тогда Таллин к регате, когда-нибудь будет отдельный пост, а пока я расскажу о соревновании в одном из шести классов яхт. Это самые легкие одноместные швертботы, именуемые ”Финнами”.

”Финны” — самый маленький класс яхт, на ней выступает один человек. На следующих четырех классах — по два, на ”Солинге” (самом большом) — три.

Как и у ”больших”, в городе тоже прошла эстафета олимпийского огня (он приехал из Москвы на фирменном поезде Москва — Таллин, в отдельном вагоне). Утром 19 приехал, переночевал в ратуше (горсовете), и 20 июля возжегся в Пирите, если так можно сформулировать.

Вяйко Вооремаа (почему-то спортсмен в неолимпийском виде — буерном спорте) зажигает Олимпийский огонь в Центре парусного спорта.

Даже свой парад команд был проведен. Марширует олимпийская команда яхтсменов СССР.

А на следующее утро начались парусные гонки. Всего в заливе было намечено три дистанции — ”альфа” (классы ”Финн” и 470), ”браво” (”Летучий голландец” и ”Солинг”) и ”чарли” (”Звездный” и ”Торнадо”).

Само соревнование заключается в проплывании определенного расстояния за наименьшее время. Первый приплывший получает 0 очков, второй — 3, третий почему-то — 5,7 (?!), четвертый — 8, пятый — 10, шестой опять почему-то — 11,7 (?!!!!), седьмой — 13, восьмой — 14, и так далее… Дисквалифицированные (а они бывают и в парусном спорте) — аж целых 28 очков.

Всего согласно правилам, проводилось семь таких заездов (21, 22, 23, 24, 27, 28 и 29 июля). Причем все шесть классов соревновались именно в эти дни, и у всех старт был в 13 часов. И как им удавалось это так организовать?

Вообще, парусный спорт во-первых не разделяется на мужской и женский (в парусных соревнованиях ОИ-80 участвовало 155 мужчин и 1 женщина), а во-вторых очень нетребователен к возрасту (участникам было от 18 до 70(!!!) лет). Вот не знаю, зачем Красимир Крастев решил участвовать в заездах в классе ”Торнадо” в возрасте семидесяти лет ста девяносто трех дней. Их пара с Цвятко Пенчевым десятое место из одиннадцати заняла.

В классе ”Финн” (о котором мы и говорим сейчас) основная борьба ожидалась между восточным немцем Йоханом Шуманом, греком Илиасом Хадипавлисом и Андреем Балашовым, выступавшем в роли хозяина турнира, которому помогают стены и волны.

Но жизнь, как всегда, все решила по своему.

Любопытно, что суда-швертботы предоставляются страной-организатором, и окончательно раздаются спортсменам по результатам жеребьевки. Хотя не возбранялось и применять какие-то свои штучки — голландец Марк Нелеман установил собственнопривезенный парус фирмы ”Мусто”, а швед Кент Карлсон вообще применил парус собственной конструкции. А окончательно к соревнованиям суда допускают судьи со странной должностью — ”мерители”.

Итак, как развивались события по дням.

21 июля. В 13.00 на море штиль, моросит дождик. Старт был дан через полчаса после назначенного времени и все равно ветер был очень слаб. Мучались, мучались, а после финиша выписали дисквалификацию восьмерым участникам за рокинг (то есть раскачивание лодки на попутном курсе с борта на борт, это запрещено правилами). Первым стал австриец Вольфганг Майрхофер, а грек Хадипавлис влетел за тот самый рокинг на дисквалификацию.

22 июля. Проливной дождь, но ветер пристойный. Первым финиширует финн Эско Рейхард.

23 июля. Совершенно сумбурная гонка, когда немец Шуман неудачно стартовав, тем не менее, переместился в ходе гонки с девятнадцатого на первое место. Но на финише его все же обошел бразилец Клаудио Биекрак.

24 июля. В солнечный но маловетренный день, в насыщенной борьбе дисквалификацию схлопотал финн Рейхард, опасно маневрируя и практически пойдя на таран датчанина Лассе Йортнеса. Первым пришел наш Балашов.

27, 28 и 29 июля борьба велась между Рейхардом, Шуманом, Балашовым и Майрхофером. Пятую гонку выиграл Хадипавлис, шестую — Рейхард и седьмую — Балашов. В результате места распределились так:

1. Эско Рейхард (Финляндия)
2. Вольфганд Майрхофер (Австрия)
3. Андрей Балашов (СССР)

Английская википедия даже любезно показывает нам динамику выступлений. В середине соревнований явным лидером на протяжении аж трех стартов был немец Шуман.

Вторым стал австриец Вольфганд Майрхофер, ныне управленец человеческими ресурсами серьезного уровня, с цитируемыми научными статьями, например.

Третье место занял Андрей Балашов. В будущем военнослужащий, один из чинов в армейской системе физподготовки на Камчатке, на Тихоокеанском флоте.

Две легенды-были, связанные с соревнованием

Первая легенда заключается в том, что олимпийскому чемпиону свою лодку отдал не попавший в советскую сборную эстонец Ааре Кеэп.

Он очень хотел блеснуть перед родной публикой в столь знакомом заливе, но в последний момент его ”отцепили” и свою ненужную лодку он отдал Рейхардту. И очень скрывал этот факт.

Ныне уже почтенный буржуа и владелец гостиницы Ааре Кеэп до сих пор досадует, что в сборную он тогда не попал, как и не попал он через четыре года в Лос-Анджелес. Но вот друга в ранге олимпийского чемпиона приобрел.

Вторая легенда связана с небольшим косяком организации. Дело в том, что небольших судов-буксиров для наблюдения за соревнованиями (а наблюдало много разнообразного народу — судьи, оргкомитет и организаторы) не хватило и кое-какие корабли пришлось срочно взять у пограничников. КГБ СССР вообще уделяло играм наивысшее внимание, и вот пришлось даже поучаствовать в обеспечении соревнований.

В заключение — клип (хотя тогда и не было такого слова) Тыниса МягиОлимпиада-80”. Там он как раз на фоне Центра парусного спорта скачет.

Прочитать другие блоги можно ЗДЕСЬ

Если вы ведете свой блог (или влог) на любую тему в одной из соцсетей и вы хотите больше просмотров и подписчиков — просто заполните ЭТУ ФОРМУ (в ней вы можете дать ссылку на имеющийся блог и кратко описать его). Если у вас еще нет блога, но есть желание его открыть, то тем более welcome.

Поделиться
Комментарии