Советский мемориал на Маарьямяэ — место с утраченной памятью
Советский мемориал на Маарьямяэ в Таллинне хоть не является особенной архитектурной жемчужиной и не находится под охраной государства как памятник старины, все же отличается особенной судьбой. Будучи задуманным в качестве советского идеологического манифеста, он утратил свой изначальный смысл и превратился в зону для прогулок и пикников, что создает новые возможности для его преобразования.
В том виде, в котором мы этот комплекс сейчас видим начал формироваться в 1960 г., когда был открыт 35-метровый обелиск, а в 1975 г. было окончено строительство основной части мемориала. Официально он был посвящен борцам за советскую власть и выдающимся фигурам ЭССР.
В то время по союзу прокатилась брежневская волна искусственного укрепления патриотизма и веры в руководящую роль компартии, так что такого рода комплексы строили по разнарядке в самых разных уголках советской страны.
Сейчас рядом с комлексом мы видим участок, обозначенный христианскими крестами — это немецкое военное кладбище, где хранили в основном погибших в Эстонии немецких солдат (но среди них есть также эстонцы и финны) в 1941-1944 гг. Советская власть брутально уничтожила его после повторной оккупации Эстонии в 1944 году. Какую-то часть останков вывезли в неизвестное место, часть осталась в земле. Кладбище было отмечено и дополнено плитами с именами Эстонским государством в сотрудничестве с Германией в 1998 году. Тогда выяснили, что там захоронено более 2000 человек.
Чуть дальше на восток стоит открытый в 2018 году мемореал жертвам коммунизма, где бережно хранится память от десятках тысяч безвинных жителей Эстонии, чью жизнь, сободу, имущество и достоинство отняла бесчеловечная советская власть в ходе политических репрессий. Это место является выражением нынешнего доминирующего отношения к советкому прошлому — помним бесчеловечность этой политической идеологии и системы, не допустим повторения трагедии.
Между двумя комлексами стоят установленные в начале 1980-х плиты частям Красной армии, которые получили в 1944 г. звание ”таллиннских”. Там нет имен или захоронений советских солдат, это не похоже на место скорби по погибшим. Обыкновенный политический манифест и сухое перечисление названий военных подразделений.
Крайне заряженная атмосфера, согласитесь. Здесь следы двух оккупационных режимов и место скорби по погибшим от руки одного из них. Можно сказать, что с точки зрения исторического образования уникальная местность, позволяющая наглядно рассказывать про сложнейшие страницы истории Эстонии 20 века.
Как так получилось, что из стараний советских идеологов получилась ”могила Буратино” и ”мечта импотента” — именно так комлекс прозвали в народе? Дело в том, что местность была изначально на отшибе и весьма пустынной. Характер мемориала холоден и отстранен. Люди в душе его как место, выражающее идентичность, не приняли. В 1990-е оттуда было убрано все, что напрямую напоминало о советском строе. Для мемориала оказалось спасительным то, что запланированный второй этап, предусматривавший символы, имена и скульптурные композии, так и не был осуществлен из-за недостатка средств и споров. Акцент сохранился на абстрактной архитектуре.
Каким могло бы быть ближайшее будущее мемориала?
Есть предложение снести как не ценный объект советской идеологической архитектуры. Есть идея преобразовать в парковую зону — он и сейчас таков, по сути, но только сильно обведшал в своей приморской части и уже опасен для гуляющих.
Если первое, то вряд ли это будет огромной катастрофой и потерей, но тогда нужно обозначить четче, что придет на смену.
Если второе, то можно успешно использовать ландшафтный язык комплекса для проведения культурных мероприятий, ну а ежедневно просто прогулки и пикники с хорошим видом на город. Есть, на мой взгляд, два условия для реализации идеи преобразования.
Во-первых, аккуратно перенести плиты частям Красной армии в находящийся поблизости исторический музей, где уже сейчас есть множество памятников советского времени. Таким образом снимается напряжение и не останется впечатления, что приводя в порядок мемориал сочетаем его с этими политически обусловленными плитами.
Во-вторых, если и ставить на территорию обновленного мемориала информационные таблички, то только с критическим подходом к истории местности Маарьямяэ. Нельзя допустить возрождения идеологического смысла через мягко-нейтральные формулировки, потому что это создаст острый конфликт. А лучше дать месту после реновации новое название и смысл и оставить в покое.