Во-первых, хочется пожелать всем нам поменьше истерики и эмоций. Да, как минимум один открытый поклонник Гитлера — теперь заседает в эстонском парламенте. Но, увы, это тоже часть той ”европейской демократическо-либеральной традиции”, к которой Эстония так стремилась. Неонацисты, крайне правые (и левые) радикалы, и даже политические террористы (напр.ИРА — ирландская республиканская армия) — все это было и остается частью общественной и политической жизни т.н. Старой Европы на протяжении десятилетий после Второй мировой.

И у них в парламентах сидят очень разнообразные персонажи. Но это вовсе не означает, что тамошние общества в Германии, Австрии и далее по списку, не говоря уже о государствах, полностью поддерживают подобную иделогию. Наоборот, противников — большинство, и в силу того, что противостояние длится много лет, либеральное, умеренное, нормальное крыло социума более сильное, менее восприимчиво к провокациям.

Наш же минус пока что в незрелости. По действовавшему молчаливому согласию о толерантности и стремлении к неким ”единым европейским ценностям” долго никто столь мощно, как сейчас это делает EKRE, не атаковал и не троллил сторонников этих самых ценностей, что они элементарно расслабились, не знают как себя вести в таких ситациях, растерянно смотря по сторонам и ищут поддержки. А поскольку все это время еще и культивировался пещерный индивидуализм, то, естественно, и поддержка от единомышленников тоже не великая.

Противостоять адептам строевых маршей и массовых факельных шествий в такой ситуации очень сложно. А значит, и нашим защитникам либеральных ценностей, как метко подмечено в сети, нужно скорее не рисовать ”пустые сердечки” в фейсбуке и ходить на концерты, а укрепляться, набираться сил — индивидуально и коллективно, морально и физически.

Во-вторых, то, что сейчас у нас происходит на политическом поле — это явное начало грядущего размежевания по принципу демократ/республиканец в США или тори/лейборист в Великобритании. Да, и там есть более мелкие партии разных спектров, однако общество в глобальном смысле поделено на две противоборствующие группы, зачастую весьма близкие по численности. Внутри крупнейших блоков тоже имеются радикалы разных мастей, однако большинство составляют все же относительно умеренные, ”обычные” рядовые граждане. Которые, тем не менее, порой весьма агрессивно настроены по отношению к представителям другого политического лагеря, к извечным оппонентам.

Ну то есть, пользуясь нашими примерами — центристы готовы терпеть выходки экреистов, потому что они входят в один лагерь, но будут топтать реформистов и соцдемов, так как они — в другом. Распределение по лагерям, конечно, будет меняться, но скорее всего, такому мелкому политическому дроблению, которое наблюдается сейчас, постепенно приходит конец. И партии будут вынуждены сливаться и объединяться между собой. Чтобы выжить, собственно говоря. И такое чувство, что политический нюх и инстинкты не подвели Юри Ратаса и эстонское крыло центристской партии — в компании с EKRE шансов выжить у них больше, нежели в объятиях реформистов, по крайней мере, на данном этапе.

Многим русскоязычным избирателям, скорее всего, конечно, жаль, что центристы выбрали лагерь с EKRE и Isamaa. Однако симпатии к политикам строятся по большей части на уровне личностного отношения. Размышления на уровне ”плохо, что он поддерживает коалицию с националистами, но зато — он наш первый ”русский” мэр Таллинна” будут преобладать в среде электората. А там и руубенов-каалепов попричешут, одернут, историю гугла подотрут. Тех же, кто этим недоволен, ждут с распростертыми объятиями в другом лагере.

Одно можно сказать точно, что (к счастью?) этот раздел точно НЕ будет проходить по линии эстонцы/неэстонцы. Потому что и в эстонском обществе огромное число людей, которые искренне ужасаются выходкам и натуре ”шляпоносцев” из EKRE и их молодых волчат из ”Синего пробуждения”. Изнанка свободомыслия и либерализма во всей красе — пока ты не взял в руки оружие и не начал убивать, то у можешь молиться хоть черту, хоть Гитлеру…

И в-третьих. Следует признать, что как ни парадоксально, молодые т. н. ”консерваторы”, они же неонаци, правые патриоты и прочие, в том числе и из партии EKRE, оказались гораздо более ловкими и продвинутыми в работе с молодежью. Они прекрасно владеют современным языком мемов, жестов и невербальных сигналов, который заскорузлым политическим бройлерам, похоже, не под силу. Все эти знаки пальцами и прочие пост-постмодернисткие символы, которые теряют одни и приобретают новые значения, неуловимые непосвященному цитаты из ”классиков” нацизма, численные обозначения вроде 1488 или 420 и многое другое — это все тайный язык ”тайных” смыслов, на которые так падка молодежь. А это значит, что волна симпатий к тем, кто пользуется этим арсеналом, чтобы донести свои идеи, так быстро не схлынет.

PS. Нельзя забывать и о том, что среди избирателей EKRE тоже наверняка есть недовольные тем, что их лидеры пошли на сделку с центристами, с их точки зрения, — с ”прорусской” партией. Недаром уже небезызвестный г-н Рейтельман выразил протест возможному избранию Михаила Кылварта мэром Таллинна. И с учетом приближающейся очередной годовщины Бронзовых ночей вполне возможны провокационные заявления и поступки.

Противоположной стороне сейчас главное быть к этому готовым, на провокации не поддаваться и не давать повода со своей стороны.

Поделиться
Комментарии