Зинаида Клыга: ”У людей должен быть круг, где они чувствуют родство не по крови, а по менталитету”
Руководитель белорусского культурного общества Ида-Вирумаа ”БЭЗ” Зинаида Клыга в канун 101-й годовщины Эстонской Республики получила из рук президента высокую награду за выдающиеся заслуги — Орден Белой звезды V степени.
Несмотря на то, что Зинаида Клыга родилась в Беларуси, она считает себя коренным жителем Эстонии, а Йыхви — своим родным городом.
Известие о получении столь высокой награды застала Зинаиду врасплох, но, по ее словам, не стало каким-то потрясением.
”Меня, конечно, такое известие по-хорошему ошарашило. Я очень удивилась, когда мне об этом намекнули вечером накануне. Скажу так: мне это приятно, потому что я из тех нормальных людей, которые четко знают себе цену. Я знаю, что я много работаю, что работаю достаточно качественно, это у меня в характере. И я знаю, что я не работаю с прицелом на то, что меня заметят и оценят, но, естественно, оценку я получаю. Однако не ожидала, что оценка может прийти на таком высоком уровне. Спасибо тому, кто представил мои имя к награде, вписавв список потенциальных награждаемых”, — рассказала газете ”Вестник Йыхви” Клыга.
Белорусское культурное общество Северо-востока образовалась в марте 1989 года, и в этом году отпразднует свой тридцатилетний юбилей. Трое инициативных людей — Маргарита Остроумова, Владимир Дехтерук и Зинаида Клыга были теми самыми, кому пришла в голову идея объединить белорусов Ида-Вирумаа.
” На тот момент белорусское общество действовало в Таллинне, и мы, январским вечером возвращаясь на поезде с мероприятия, организованного столичными белорусами, говорили о том, что нужно созвать наших белорусов и попробовать как-то объединиться. С этой январской поездки все началось”, — вспоминает Зинаида Клыга.
Около восьми лет Зинаида — руководитель общества. До этого, по ее словам, она всегда была ”вторым лицом”, помощником каждого из действующих руководителей.
”Моими задачами было налаживание контактов нашей организации с Минском и другими белорусскими объединениями в мире и подготовка мероприятий, написание сценариев, общение с прессой. Плюс я руководила и до сих пор руковожу белорусским ансамблем”, — рассказывает Зинаида Клыга.
Чем же живет белорусское общество? Кто в него входит?
”Основной костяк нашего общества сохранился до сих пор. Тридцать лет назад, мы конечно, были моложе, сил было больше. И тогда случился интенсивный подъем у людей, связанный с обретением независимости Эстонии и Беларуси. Началось возрождение всего белорусского на белорусской земле, разумеется, это откликнулось в душе у белорусов по всему миру. К сожалению, в нашем обществе практически нет молодых людей. У молодежи сейчас нет такого горения, смысла и причины для того, чтобы в себе что-то рождать. Наше поколение возрождало, а молодым нужно откуда-то брать этот интерес”, — рассуждает Зинаида.
Члены общества проводят встречи практически каждую неделю, по словам Зинаиды, важно, чтобы у представителей национального меньшинства было место, где люди чувствуют родство не по крови, а по менталитету. И такое место есть у белорусов общества ”БЭЗ”.
Зинаида Клыга живет в Эстонии всю сознательную жизнь — 71 год. Ей не было еще двух лет, когда ее родители приехали в Эстонию из Беларуси.
”Мои мама и папа — папе было 22 года, маме — 19 — оба из Беларуси, но познакомились в Германии. Папа воевал, маму угнали из Беларуси в Германию, где она работала на заводе, производящем резину. Папа попал в плен, и его освободили американцы. И вот, когда это освобождение произошло, их поместили в лагерь для перемещенных лиц, где они и познакомились, и где начались их отношения. Мама уехала на родину, еще не зная, что беременна мной, а папа остался в Германии еще на два года — дослуживать срочную службу.
И только летом 1947 он вернулся в Беларусь, нашел маму (до этого они переписывались), устроился на работу. Жили бедно, своего жилья не было. И однажды папа увидел вербовочный плакат, что в Эстонию для работы на шахты приглашаются люди, дают зарплату, жилье”, -вспоминает Зинаида.
Недолго думая, родители взяли чемодан, маленькую Зину и поехали в Эстонию.
”Этот чемодан был долго потом в нашем доме в Эстонии, его ставили около кровати, чтобы мне, малышке, было удобно с его помощью слезать на пол”.
Первым местом жительства семьи Франтиковых (девичья фамилия Зинаиды) стал Вийвиконд, потом они переехали в Сомпа, где жили с 1952 по 1959 год, отец Зинаиды работал там на шахте.
”Затем папа получил образование в Москве, стал экономистом, его взяли работать экономистом на шахту, и в 1959 году мы переехали уже в Йыхви, где я живу по сей день. Я считаю себя коренным жителем Эстонии, здесь родились мои дети, мои внуки, здесь похоронены мои близкие родственники”, — рассказывает Зинаида.
В силу хороших музыкальных способностей Зинаида хотела быть артисткой оперетты. Однако в Сомпа не было музыкальной школы, и мечта девочки заниматься музыкой осуществилась только после переезда семьи в Йыхви, когда возраст не позволял закончить музыкальную школу вместе со средней. Однако Зинаида занималась по классу скрипки, и у нее это хорошо получалось.
”После окончания средней школы я стала искать себе место учебы, связанное с музыкой и нашла литературно-музыкальное отделение в Минске. И поехала туда поступать. Я сдала замечательно все экзамены, у меня была одна четверка, но, все-таки, не прошла. И решила — поеду домой, а через год попробую снова. Но родители были против того, чтобы я теряла целый год и посоветовали поступить в другое место”, — рассказывает Клыга.
В Таллинне Зинаида поступила в Педагогический институт на отделение педагогики начальных классов и сразу же написала в Минск просьбу о переводе, которое получила после второго курса.
”В Минске меня приняли на третий курс такого же отделения начальных классов. Но я продолжала мечтать о музыке”, — вспоминает Зинаида. После многих сложностей и благодаря настойчивости девушки, ее все-таки перевели с третьего курса факультета начальных классов на второй курс литературно-музыкального, откуда выходили преподаватели литературы, русского языка и пения.
После окончания учебы Зинаида работала педагогом в школах Йыхви а также в библиотеке, журналистом в местных газетах, пресс-секретарем в местном самоуправлении, в сфере социологических исследований.
И уже работая в городской управе Кохтла-Ярве (ставшей последним местом работы), Зинаида Клыга начала петь на сцене. ”Пела я всегда, но только в ближнем кругу, а со сценой как-то не складывалось. А тут получилось нечаянно, и затянуло”, — говорит Зинаида, которая до сих пор выступает с камерными концертами, снискав любовь и благодарность слушателей.