От социального шулерства центристов больше всего страдают именно пенсионеры. Ответ Мярту Сультсу
Недавно Мярт Сультс выступил в защиту пенсионной политики Центристской партии и подверг критике мои предложения по улучшению жизни пенсионеров, посчитав их нереальными. Действительно, в условиях той экономической политики, которую проводит Центристская партия вместе со своими партнерами по правительственной коалиции, пенсионеры Эстонии лишены ясных перспектив на будущее и обречены быть жертвами надувательства со стороны государства.
За те два года, что центристы находятся у власти в Эстонии, все их решения по достижению так называемой ”социальной справедливости” сводятся к тому, что деньги из одного кармана просто перекладываются в другой.
При этом от такого социального шулерства больше всего страдают именно пенсионеры как самая незащищенная часть общества. Давайте посмотрим, как центристское правительство грабит эстонских пенсионеров.
- Практически ввели прогрессивный подоходный налог. При этом отменили дополнительный необлагаемый налогом доход с пенсии. Работающие пенсионеры, чей совокупный доход превышал 1200 евро, начали терять деньги. А те, у кого пенсия и заработок в сумме превысили 2000 евро, вообще стали платить государству по полной программе, потеряв до трети своих прежних доходов.
- Налоговые реформы Центристской партии привели к росту давления на фонд заработной платы в предпринимательском секторе. В результате резко возросла доля ”черных зарплат”, выплачиваемых в конвертах. По данным Налогово-Таможенного департамента Эстонии, только в прошлом году центральный бюджет правительства потерял из-за этого 200 миллионов евро в виде недополученных налогов. Годом ранее эта цифра была немного меньше, но также достигла огромной величины — 180 миллионов евро. Получается, что пострадали и нынешние пенсионеры, которые получают пенсию из государственного бюджета, и будущие, потому что их зарплата, отраженная в налоговой декларации, оказалась меньше фактической.
- Правительство центристов постоянно хвастается ростом заработной платы в Эстонии. Действительно, в прошлом году зарплата в среднем выросла на 7,5 процентов. Но самый большой рост был отмечен в сфере управления, образования и здравоохранения. Партия Реформ всегда поддерживали рост доходов населения. Но его возможно обеспечить только за счет роста прибыли и зарплат именно в секторе предпринимательства, где производится добавленная стоимость. Рост зарплат в бюджетной сфере не приносит прямого дохода в бюджет, потому что государство из одного кармана просто перекладывает деньги в другой. Более того, такие манипуляции разогревают инфляцию. По этому показателю в прошлом году Эстония заняла непочетное 1 место в ЕС — 3,3 процента по сравнению с 1,6 процента в среднем по Европе.
- Запущенный правительством центристов маховик инфляции больнее всего ударил по карманам пенсионеров. Да, в прошлом году размер средней пенсии по старости в Эстонии вырос на 9,3 процента и увеличился примерно до 450 евро. Но при этом резко подорожали коммунальные услуги: электричество — на 17 процентов, газ — на 9 процентов, тепло — на 6 процентов. Овощи и фрукты подорожали на 19 процентов, молоко и молочные продукты — на 20 процентов, хлеб и крупа — на 15 процентов. Поэтому реальные пенсии с учетом структуры расходов пенсионеров сократились, а не выросли. Кроме того, даже по официальной статистике, в третьем квартале прошлого года размер средней пенсии даже в номинальном значении уже уменьшился на 0,6 процентов по сравнению со вторым кварталом.
- Центристы ограбили пенсионеров и тогда, когда в прошлом году протащили поправки к действующему закону о пенсионном обеспечении и привязали размер будущей пенсии не только к зарплате, но и к стажу. Теперь на первой государственной ступени у людей с маленькими зарплатами размер пенсий вырастет, но у тех, кто получал большие зарплаты, уменьшится. Вот и опять пенсионеров сталкивают лбами, и проблемы одних решают за счет других.
Таких примеров ограбления пенсионеров Эстонии при активном участии политиков Центристской партии можно приводить еще много.
Но вот вам результат того, что г-н Сультс называет политикой центристов по улучшению жизни пенсионеров: по данным Евростата, в 2015 г. в зоне риска бедности находились 39,8% пенсионеров Эстонии, в 2016 г. (после прихода центристов в правительство) их стало 45,5 процентов, а в 2017 г. уже 46,6 процентов пенсионеров Эстонии оказались на грани бедности (http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/submitViewTableAction.do).
По этому показателю Эстония опять-таки оказалась на 1 непочетном месте в Евросоюзе. И если это называть ”пенсионным успехом” правительства центристов, тогда лучше ”бедность” переименовать в ”достаток” и создать ”Министерство правды” для того, чтобы убедить пенсионеров Эстонии, что они живут лучше всех в Европе.
Поэтому совершенно ясно, что пока у власти находятся центристы, которые пытаются строить в Эстонии социализм, не создавая, а перераспределяя, ничего хорошего не ждет ни наших пенсионеров, ни страну в целом.
Главный порок системы социальной защиты Эстонии заключается в том, что она на 79,4 процента финансируется из налогов на рабочую силу. В среднем по ЕС этот показатель составляет 54 процента.
- Нам нужно менять налоговую систему и вернуться к плоской шкале подоходного налога для стимулирования экономики, нужно снижать налоговую нагрузку на бизнес, производящий добавленную стоимость и налоги.
- Нам нужно увеличить доходность пенсионных фондов и освободить их от ограничений на инвестиционную деятельность.
То, что предлагает Мярт Сультс, — это жалкие подачки, не решающие стратегический вопрос, который заключается в повышении пенсий до уровня средней зарплаты по стране. Конечно, путем декретов завтра можно повысить пенсию и в 2 раза.
Только тогда и цены вырастут, и бизнес разорится, и в бюджете будет дыра, которая лишь ускорит всеобщий кризис. Кризис, кстати, не за горами — об этом трубят все мировые эксперты.
Но центристы совершенно не готовятся к тяжелым временам, проматывая ресурсы, накопленные предыдущим правительством. Для Партии Реформ развитие бизнеса, экономики — это ещё и средство решения социальных проблем.
Именно поэтому нами была создана ”материнская зарплата”, экономическими мерами мы обеспечивали стабильный рост пенсий и пособий и при этом сдерживали инфляцию.