Второй. Чрезмерный вес и ожирение. Об этой проблеме можно говорить три-четыре часа. Но нужно поделиться несколькими важными советами тем, кто хочет сохранять свой вес или скинуть лишние килограммы. Первый — меньше кушать, нет, не голодать, но принимать пищу надо небольшими порциями — чаще принятого трёхразового питания: до пяти раз в день. Я так и поступаю и остаюсь последние годы в одном и том же весе. Второе — пить воду и как можно больше. Не несколько литров в сутки, конечно, но в меру своих возможностей, как можно больше и чаще. Третье — минимизировать употребление соли. Она удерживает лишнюю воду в организме. Знаю людей, которые убрали со своего стола солонку и они заметно уменьшились в весе.

Третий. Употребление в пищу мяса. Тут надо отдать должное Всемирной организации здоровья (ВОЗ), которая, наконец-то признала все копчёности пищей с повышенным риском заболевания раком — на 18%.

Мало того, а вкус? Сосиски, сардельки, колбасы — у них сегодня даже вкус с повышающими его искусственно специальными добавками таков, что заставляют меня, к примеру, вспоминать времена, когда я учился в Ленинграде. Вот тогда в нашем буфете мединститута подавали настоящие сардельки. Сегодня те же колбасы и в рот-то брать нельзя. Более того, даже экологически чистое мясо не может быть таковым на все сто. Там обнаруживают антибиотики и гормоны. И впрямь, как иначе можно за неделю добиться килограмма прибавки в весе .А лосось с привлекательным красным цветом? Это все — красители. И мы это с удовольствием едим. Знакомый водитель, который доставляет в Эстонию норвежский лосось, поведал, что тамошние рыбаки эту рыбу сами не едят. Они употребляют в пищу лосося, выросшего в естественных условиях, а не в инкубаторах.

Четвертый. Фрукты и овощи. Лучше всего, если бы мы ели их, выращенные собственными руками. Все, что выставлено в супермаркетах и часто даже на рынках, на мой взгляд, надо рассматривать с большими сомнениями. Те же красивые, словно райские, яблоки нельзя есть, основательно не помыв их предварительно. И желательно снимать кожуру. Даже мойка посуды мылом и иными моющими средствами, так или иначе, насыщает наш организм химией. Чем мыть? Чистой водой.

Пятый. Сладкое. Всем известный магазинный белый сахар — это что ”морфин”, что ”кокаин”. Говоря прямо и откровенно– наркотик.

Шестой. Соль. В Эстонии на душу населения потребление соли в два раза выше нормы. И об этом должен помнить каждый.

Седьмой. Глубокая заморозка. Это очень важный способ сохранения питательных свойств. У меня дома супруга разрезает хлеб на дольки и прячет в холодильник в камеру глубокой заморозки. Такой хлеб после тостера — на вкус всегда свежий. Или цветная капуста. Покупая его в магазине никогда не знаешь, насколько из него ”выветрились” полезные качества?

Известно, что через две недели после уборки, в этой овощной культуре исчезае твитамин-С. Но ведь никто не знает, сколько эта капуста пролежала на складах. Если вынуть из глубокой заморозки брокколи, то знайте, в ней сохранились все первоначальные питательные вещества. Но важно, чтобы брокколи или капуста сразу после уборки с грядки попали в холод.

Отсюда проблема — насколько нас обманывает торговля? Однако все овощи глубокой заморозки, меньше или больше сохраняют питательность. И такой метод (со)хранения применим ко многим продуктам питания.

Восьмой. Раздельное питание. В Эстонии об этом знают мало. Привычный обед у нас традиционно состоит из трех блюд: суп, жаркое и на десерт… арбуз (шутка!). Такое сравнимо с ударом в поддых. И потому недопустимо. Или ешь суп, или жаркое: такой способ приема пищи исключительно эффективен.

Желудок должен получать отдельно белки и углеводы. В последнее время даже советуют разделять жир и белки. То есть я не ем мясо вместе с картофелем, морковью, свеклой. Мясо можно есть с такими овощами, которые не содержат крахмала. Сегодня это не оспаривается.

Мне было очень приятно мнение нашей знаменитой дважды олимпийской чемпионки велосипедистки Эрики Салумяэ. У нее всегда были проблемы с перевариванием пищи, а когда прочитала мою книгу, выразила восторг от раздельного питания.

Девятый. ”Су вид” технология(sous-vide, в переводе с французского — ”в вакууме”). На самом деле это очень древний, но многими забытый способ приготовления пищи. Все рестораны знакомы с ним. Суть вот в чем. Когда мы варим мясо (любое, в том числе птицы и рыбы), то мы получаем на выходе белок, но все остальное полезное в мясе, включая витамины, ”сгорают” в кипятке. Чтобы избежать этого, надо поместить продукт в большую емкость с вакуумом, предварительно мясо можно немного мариновать, и держать при температуре не более 70 градусов Цельсия. Для рыбы температурный режим мягче — от 45-50 градусов два-три часа. Соответственно для мяса птицы — 55-60 градусов и свинины — 65.

После термообработки продукт надо охладить и поместить в камеру глубокой заморозки. Моя жена применяет этот метод уже два года. Она вынимает такое мясо и поджаривает его на сковороде, в которую наливают немного воды. Это все обеспечивает абсолютно другое качество — сохраняются все витамины. И это — секрет моей не по годам высокой работоспособности.

Десятый. Пищевые добавки. Какими из них пользоваться? Семейные врачи говорят, что поставщики таких добавок настырно лезут в кабинеты врачей, и даже через окно, если перед ними закрывают двери. Этих добавок так много, что порой семейные врачи обращаются за советом и ко мне. Я отвечаю: если врач хочет использовать пищевые добавки для своих пациентов, то прежде всего он должен опробовать их эффект на себе. Лично я не один год применяю пищевую добавку Kyäni и напрямую ощущаю ее благоприятное воздействие на организм и самочувствие. Все лето я занят хозяйством и огородничеством в нашем летнем домике, и я заметил, что сразу после приема этой добавки ощущаю прилив сил, желание делать что-то физически.

Людям — двигаться, власти — озаботиться

Помимо этих десяти ”золотых правил”, как это ни банально звучит, нельзя не отметить значение для организма физической нагрузки. Особенно ее игнорируют пожилые люди. Если они предпочитают уговаривать себя отказаться от прогулки, смиряясь с малоподвижной жизнью, то это для них — начало конца. Так что настаиваю на призыве: ”Двигаться, двигаться и еще раз двигаться!”. Советую приобрести браслет, фиксирующий число сделанных его хозяином шагов. Никогда не ложусь спать раньше, чем не выполню свою норму сделанных шагов. По утрам я делаю физкультуру — час-полтора. Нашел в разных источниках и придумал сам упражнения, которые развивают все мои мышцы.

Жители Эстонии привыкли жаловаться на боли в спине. Мне сделали три операции, и я уже не позволю себе лечь под нож, так как разработал очень эффективные упражнения. Мне они помогают! Бывает, что ночью плохо спалось или проснулся с плохим самочувствием. Но это значит для меня только одно: не выполню обычные пять тысяч движений, но три — в любом случае. Считаю, что у нас намного больше людей, чем принято считать, которые сами способны помочь себе. Было бы желание и воля.

И наконец, об уходе за зубами,гигиене ротовой полости, и точечном массаже. Когда я работал педиатром, то пришёл к выводу, что люди сами разрушают свои зубы. Лично у меня много пломб и коронок, но все зубы — мои собственные. И это потому, что разработал собственную систему ухода за зубами. Никогда не чистите их утром и вечером одной и той же зубной щёткой. Бактерии в ротовой полости не глупы, поэтому, чтобы обхитрить их, применяю утром и вечером разные зубные пасты. Итог? Микроорганизмы ”в замешательстве”. Они не могут привычно легко приспособиться к разным пастам (с разными pH и антибактериальными свойствами), не позволяет им беспрепятственно размножаться.

Крайне важно полоскание ротовой полости водой и желательно после каждого приёма пищи. Во время чистки зубов я становлюсь на мат, который утыкан иглами. По сути это и есть точечный массаж. Бояться тут нечего — акупунктуру еще никто не отменил.

Думаю, у многих выработаны свои принципы поддержания здоровья. Плохо вовсе не то, что они могут отличаться от моих правил или рекомендуемых специалистами. Плохо то, что тотально этому противостоит бизнес, который озабочен только прибылью. Плохо то, что власти, да и само общество вяло сопротивляются господству интересов монополий и банков.

Так в чем проблема? Яркий пример. Раньше люди с С-гепатитом умирали. В наше время разработан препарат, который излечивает от этого недуга. Еще 6-7 лет назад доход фармацевтических фирм составлял 12 миллиардов долларов в год, пять лет позже –4,5 миллиарда. Риторический вопрос: это выгодно производящим спасающий жизнь людей инсулин фирмам? Отсюда уже серьезный вопрос: хочет ли ориентированный на медицину бизнес, чтобы люди перестали болеть?

Сразу отмечу, что лечение диабета стало источником неиссякаемого богатства, чем-то вроде фармацевтического Клондайка. Я — живое тому подтверждение. Мне 78 лет, и я не собираюсь умирать от диабета. Разумеется, бизнесу это выгодно, так как мне постоянно нужен инсулин. Мне говорят, что не надо ворчать, будь счастлив, что живешь. И я счастлив. Но полного выздоровления фармакологи и фармацевтическая индустрия не обещают.

Если сравнить способность людей оплачивать лечение диабета и рака, то производителей препаратов для первых можно считать более этичными, так как цены на лекарства от рака баснословно высоки по сравнению со стоимостью инсулина. При этом поражает равнодушие властей — выяснил, что ни одно государство в мире не разработало государственную программу борьбы с диабетом или онкологией. Государство это не интересует. Такое безразличие считается естественным. И этим упускают возможность решать проблемы эффективно, меньшими затратами.

Недавно стало известно, что высокое кровяное давление можно снижать без… лекарств (набор их огромен). И выяснилось, что у 95% людей с высоким кровяным давлением причина недуга вызвана спазмами мышц расположенных у шейных позвонков, из-за чего кровеносные сосуды сокращают доставку крови в мозг. Проблема решается с помощью специального массажа. Можно себе представить, какой удар это наносит по фармакологическому бизнесу!

Бизнес подавляет все и вся, что угрожает его прибылям, при том, что они космически прибыльны. Оперативно противостоять его засилью может только государство, в частности, создав денежные фонды для изучения новых, прорывных методов лечения. Увы, мы этого не видим. Правительства и парламенты,как я уже ранее указал,щедро наполняет военные расходы и бюджеты.

Зато не в пример государствам, которые призваны заботиться о своих народах, активно отстаивает свои корыстные интересы фармакологический бизнес. На что он только не идет. Подкупает тех же врачей и медицинские учреждения бесплатными турами в теплые страны для участия международных конференций и форумов, премируют тех лекарей, кто выписывает больным приносящие бизнесу доход лекарства. И так далее. Из-за этого славившаяся в прошлом соблюдением этических норм медицина на наших глазах расстаётся с ними.

Я хочу дожить до таких времен, когда, в конце концов, будет найден персональный антидот для каждого больного, который обеспечил бы его простое лечение. Но чтобы хоть сколько-то продлить жизнь больного диабетом, ему нужен надежный тыл. Для меня им стала моя жена Дина, с которой я прожил полвека и, которая все эти годы была моим верным помощником. Благодаря ей я и живу и добился каких-то успехов.

Адик ЛЕВИН
педиатр, доктор медицинских наук,
автор признанной в мире золотым стандартом ”Инициативы Гуманистической Неонатальной Медицины”, кавалер эстонского ордена Красного Креста I класса

Поделиться
Комментарии