Европарламент осудил Россию за блокаду Азовского моря. О чем речь?
Европейский парламент принял резолюцию, в которой осудил "де-факто блокаду" Россией Азовского моря и призвал органы исполнительной власти ЕС принять ответные меры. Украина и ЕС возмущены, в частности, задержаниями торговых судов, пишет Русская служба Би-би-си.
"(Европарламент) осуждает избыточные остановки и досмотры торговых судов, включая как украинские, так и суда под флагами третьих стран, в том числе флагами разных стран Евросоюза", — говорится в принятой 25 октября резолюции Европарламента, проект которой составили пять фракций.
Русская служба Би-би-си разъясняет, что стало поводом для этого заявления, каково положение на Азовском море и каковы позиции сторон.
В чем проблема?
Корень проблемы — в аннексии Крыма, которая, в частности, привела к тому, что оба берега узкого Керченского пролива, соединяющего Азовское и Черное море, стали де-факто российскими.
Украина и ЕС жалуются, что россияне с весны этого года произвольно останавливают и долго досматривают торговые суда, идущие через Керченский пролив в украинские порты Мариуполь и Бердянск.
По данным украинских властей, к сентябрю таким образом были остановлены более 200 судов, в том числе 120 судов из Евросоюза, и время задержания составляет до недели.
Это приносит убытки и судоходным компаниям, и портам Мариуполя и Бердянска.
Кроме того, из-за постройки Россией Крымского моста через пролив теперь в Азовское море не могут войти по габаритам крупнотоннажные суда, на которые прежде, как говорится в резолюци Европарламента, приходилось 20% местного грузопотока.
Дело только в досмотрах?
Непосредственным поводом к заявлению Европарламента стали именно эти досмотры, но в документе евродепутаты осуждают и другие действия России, включая добычу газа и нефти на крымском шельфе. Украина считает это кражей ее ресурсов.
Но это старая проблема по сравнению с задержаниями судов, и она — тоже одно из следствий захвата Крыма Россией.
Что говорит Россия?
Россия по сути отмахивается от претензий, заявляя, что имеет право досматривать суда в своих водах и что претензий от самих капитанов и команд она не получала.
В мае 2018 года пограничная служба России заявила, что таким образом борется с терроризмом и нелегальной миграцией.
"Погранслужба пытается не допустить проникновения в Россию террористов, экстремистов и нелегальных мигрантов. Также препятствует контрабанде оружия и боеприпасов и обеспечивает безопасность судоходства и строительства Крымского моста", — передавало заявление погранслужбы РИА Новости.
Что предпринимает Украина?
Украина подает иски в международные инстанции. Физически противостоять россиянам и охранять судоходство в водах, которые обе страны считают своими, Украина не может — силы на море несопоставимы.
В начале 2018 года Киев подал в Международный суд ООН в Гааге иск о нарушении Россией Конвенции ООН по морскому праву.
"Украина просит арбитражный суд прекратить нарушение Российской Федерацией Конвенции ООН по морскому праву и подтвердить права Украины в Черном и Азовском морях и в Керченском проливе, в том числе и обязать Российскую Федерацию уважать суверенные права Украины в своих водах, остановить кражу украинских ресурсов, а также выплатить компенсацию за причиненный ущерб", — говорилось в сообщении МИД Украины.
Кроме того, Украина в 2016 году подала иск против России в Международный трибунал ООН по морскому праву.
МИД Украины предполагает, что трибунал начнет рассматривать иск в середине следующего года.
Каким может быть выход?
Все юридические варианты разрешения ситуации упираются в одну и ту же стену: Украина и мировое сообщество не признают аннексию Россией Крыма и прилегающей акватории Черного и Азовского морей, пишет Русская служба Би-би-си.
Соответственно, любой договор о разграничении акватории, основанный на фактическом положении дел, будет прямо или косвенно легитимизировать аннексию Крыма, что для Украины неприемлемо.
Когда и если ситуация как-то изменится, то две страны смогут, например, разделить Азовское море на территориальные воды вдоль берегов и "ничейной" акваторией в центре или же объявить это море "общим заливом", вся акватория которого принадлежит обоим государствам.