Самая большая опасность, грозящая Эстонии – коалиция с EKRE
Однако на этот раз теоретически возможно, что две партии, использующие в своих предвыборных кампаниях ксенофобскую и националистическую риторику, получат на выборах достаточно голосов, чтобы сформировать правительство на двоих. Речь идет о Партии реформ и EKRE.
Для того, чтобы плюрализм в нашей политике сохранился, необходимо, чтобы у нас были разные партии и чтобы они сохраняли конкурентоспособность. При этом вовсе не обязательно, чтобы они располагали большим количеством членов и опирались на широкую поддержку. Например, в предпринимательстве инициаторами новаторских решений нередко становятся небольшие фирмы, преимуществом которых, в отличие от крупных корпораций, является отсутствие бюрократии. Кстати, в работе в таких фирмах тоже есть свои преимущества – по крайней мере, не чувствуешь себя винтиком в огромном механизме.
Результаты последнего заказанного Эстонским телерадиовещанием социологического опроса свидетельствуют о том, что в течение следующих четырех лет состав парламента может стать четырехпартийным. По состоянию на данный момент избирательный барьер преодолевают лишь четыре партии: Центристская, Социал-демократическая, Социал-демократическая, EKRE и Партия реформ.
Да, Isamaa еще может собраться духом и вскочить в уходящий поезд – благодаря наличию известных имен в своем избирательном списке и присутствию в правительстве. Но есть ли смысл? Может он и был бы, если бы Isamaa предложила избирателям какую-то альтернативу махровому восточно-европейскому национализму реформистов и ультро-консерваторов из EKRE. Увы, нынешний лидер отечественников Сеэдер и его команда не пожелали этого сделать. А жаль!
Чем занимается сейчас руководство Свободной партии – вообще нелегко понять. По-моему, им пора прикрывать свою лавочку.
Что касается нового движения «Ээсти 200», то я ценю их свежий взгляд и энтузиазм, но в данный момент не очень верю в то, что они со своей «долгосрочной программой» попадут на Тоомпеа.
Об Артуре Тальвике нет смысла и говорить. В девяностые годы в нашем парламенте была фракция роялистов, но я искренне надеюсь, что времена комиков в политике прошли.
Единственная новая политическая сила, которая, на мой взгляд, достойна того, чтобы получить свое представительство в парламенте – это партия «Зеленые Эстонии». Такое «зеленое» начало было бы очень кстати, особенно учитывая, что практически все партии ставят во главу угла экономические вопросы. Они важны, но не менее важно уделять внимание вопросам экологии и защиты окружающей среды. Если по результатам выборов в Рийгикогу пройдут пять партий, то, возможно, зеленые смогли бы стать той самой гирькой, которая склонила бы чашу весов в нужную сторону, чтобы экологический образ мысли проник в государственное управление Эстонии.
Недавно на Эстонском телевидении прошли дебаты лидеров парламентских партий. Судя по тому, что мы там увидели и услышали, только один из участников этих дебатов готов нести ответственность главы правительства – Юри Ратас. В отношении Каи Каллас эта передача многим добавила скепсиса. Касательно председателей других партий все еще проще – Осиновский, Хельме, Сеэдер и Херкель сделаны не из такого материала, из которого получаются лидеры.
Правительство Каи Каллас было бы, пожалуй, вторым изданием правительства Таави Рыйваса – благие намерения, не подкрепленные опытом и способностью распознавать крупные многоплановые общественные процессы и управлять ими. Думаю, что Кае Каллас было бы даже сложнее, чем в свое время было Рыйвасу, который хотя бы был министром до того, как занять пост премьера, а еще раньше приобрел опыт работы на уровне местного самоуправления. У Каи Каллас всякий опыт работы в органах исполнительной власти отсутствует.
Что касается возможности создания коалиции, в которую вошли бы Партия реформ и EKRE, то для них самих это очень неудобный вопрос. Даже сидеть рядом с Хельме на дебатах председателей партий было для Каи Каллас неловко. Единственное связующее звено для этой парочки – националистическая риторика и намерение во что бы то ни стало оставить русских детей без возможности получать образование на родном языке.
Если реформисты действительно считают себя либералами, то они могли бы прийти к выводу о невозможности сотрудничества с партией, которая угрожает поставить своих политических оппонентов к стенке, что как-то совсем не вяжется с принципами, принятыми в правовом государстве. Но у меня нет ни малейших сомнений в том, что охочие до власти Кристен Михал и Юрген Лиги ударили бы по рукам с Мартом Хельме, не моргнув глазом, если бы это открыло для них двери Дома Стенбока. Думаю, что против молодого и слабого, находящегося в полной зависимости от них премьера в лице Каи Каллас Лиги и Михал тоже ничего не имеют.
Принес бы такой расклад что-то хорошее нашему обществу или репутации Эстонии на мировой арене? Не думаю.