На днях маститый автор был гостем таллиннского Международного медиа-клуба ”Импрессум”, где провёл две встречи. Одну публичную, в ”большом формате”, на тему ”Евросоюз, Россия и США в большом геополитическом пасьянсе”; и вторую — в рамках дискуссии ”Мир в эпоху глобальных перемен: взгляд из современной Германии”, организованной для журналистов и экспертов-политологов и культурологов.

Кратко who is who

Вообще-то полное название его книги: ”Свобода вместо демократии. Путь России и иллюзии Запада”. Но моя задача — не анонсировать то, что было написано господином Фасбендером, а изложить содержание разговора, который состоялся в ходе упомянутых встреч. Употребляю слово ”разговор” в единственном числе, поскольку в сущности это и был один разговор, начатый в одной аудитории и завершившийся на следующий день — в другой.

Вообще-то ничего сверх-оригинального или супер-неожиданного в обеих частях этого разговора нынешний гость ”Импрессума” не сообщил. Лично мне его позиция и оценки интересны тем, что, во-первых, коллега Фасбендер двадцать три года, с 1992 по 2015, прожил и проработал в Москве, объездив за это время многие города России. Поэтому он может судить о её внутренних и внешних проблемах и способах их решения не понаслышке, а исходя из сведений, базирующихся на его собственном опыте.

А во-вторых, в течение всех четырёх — суммарно — часов на этих встречах он умудрился не произнести ни одной патетической фразы, кого-то обличающей, гвоздящей к позорному столбу или, напротив, возвеличивающей и прославляющей кого бы или что бы то ни было. Это была речь нормального европейского интеллектуала, на хорошем русском языке беспристрастно препарирующего и анализирующего факты, делающего выводы и составляющего вероятный прогноз развития событий. Истинно европейский realpolitik

Европа без стратегии

Хотя к самой нынешней европейской политике Томас Фасбендер относится весьма скептически. Он считает, что у Европы, точнее у Европейского Союза как у формально наднационального объединения большинства стран континента, сегодня отсутствует сколько-нибудь внятная единая, согласованная стратегия действий в сложившихся условиях. А за отсутствием такой стратегии Европа фактически — лишь плацдарм для США и других заинтересованных сторон.

Скажем, абсолютному большинству, да фактически всем слушателям в обеих аудиториях, даже в экспертном сообществе, до сих пор не было ничего известно про существование клуба ”Шестнадцать плюс один”, в который входит и Эстония. А между тем этот клуб, по словам гостя, — без лишней помпы, в ”режиме реального времени” действует уже примерно десять лет, имеет офис в Будапеште, где периодически проводятся саммиты стран-членов на уровне глав государств и/или правительств. В этот клуб входят все европейские государства — бывшие сателлиты СССР, включая вновь сформировавшиеся на их территориях, а также три бывших республики ”советской Прибалтики”. А ”+1” — это Китай. Таким образом, Поднебесная, по-видимому, пользуясь весьма зыбкой, но всё-таки имевшей место близостью прежних идеологий, сформировала себе в Центрально-Восточной Европе свою зону особого влияния. Никакого давления, никаких силовых (по крайней мере, пока…) методов; тихо и благородно, всё как в лучших домах, исключительно на основании взаимных интересов.

Кто-то из аудитории не без ехидства бросил: ”Ну, вот, Эстония и здесь себе запасное местечко обеспечила!”. Но на самом деле это не Эстония ”себе обеспечила”, это Китай создал себе своеобразный ”ремень безопасности”. Или, если угодно, буфер-плацдарм в Европе — на случай ужесточения противостояния США и России. Как говорится, ничего личного — бизнес… Такое поведение немецкий журналист и политолог считает одним из примеров явления, которое он сам называет новой самоуверенностью Пекина во внешней политике.

Не стреляйте в пианиста!

Эта фраза вспомнилась, когда речь зашла о роли Германии в нынешней ситуации. По мнению нашего гостя, сегодня мир находится в стадии перехода от однополярного мироустройства к многополярному. И, как он подчеркивает, при переходе от одного порядка к другому наступает момент, когда порядок отсутствует вообще.

Все имеющиеся стратегии — из прошлого, из двадцатого века, а новые ещё только нарабатываются. Поскольку Евросоюз сегодня фактически из субъекта геополитической игры превратился в ее объект, то роль выразителя и защитника либеральных ценностей полностью присвоили себе США, которые ведут на Евразийском пространстве арьергардные бои за то, что принято называть достижениями западной демократии. Их основные соперники — это Россия и Китай.

Многовекторность происходящих изменений обусловлена также тем, что помимо основных игроков на этом поле всё более заметное влияние приобретают те, кого прежде считали второстепенными. Это, прежде всего, Турция, которая при Эрдогане всё больше отходит от ”линии Ататюрка” и постепенно навязывает партнёрам свои меняющиеся правила — как минимум, на региональном уровне.

Это Индия, Иран и — в меньшей степени, но тоже ставший заметно активнее прежнего — Пакистан.

Перед европейским миром, а вслед за ним и вообще перед западной цивилизацией, всё острее встаёт проблема, которую сегодня ещё заслоняет тема беженцев с Ближнего Востока. Но она, как считает Фасбендер, ничто по сравнению с ”новым миллиардом”, на который в ближайшие тридцать лет вырастет население Африки. Вот это будет проблема.

Ассимилировать 800 000 мигрантов из Сирии или других стран этого региона — для хотя бы одной только Германии ничего не стоит, это всего один процент её сегодняшних жителей. Речь идёт о цифрах на порядок выше.

Поэтому, восклицает гость медиа-клуба, имея в виду критиков политики германского канцлера: ”Не бейте госпожу Меркель!”. Вот тут мне и вспомнились слова про пианиста, которые заканчиваются меланхолическим финалом: ”Он играет, как умеет”…

Не было обойдено стороной и то обстоятельство, что в последнее время Россия де факто вернула себе статус мировой державы, и теперь играет всё более важную роль в решении как европейских, таки и общемировых вопросов.

Что же касается звучащих из Америки и Западноевропейских стран обвинений в адрес Путина, что он поставил своей целью разрушить Европейский Союз, немецкий эксперт считает, что ”для дестабилизации ЕС Россия не нужна — он сам себя дестабилизирует!”. Имеется в виду тот факт, что, помимо обострившихся противоречий между старыми членами Евросоюза (тот же Брекзит), существенно обозначились разные подходы к имеющимся проблемам и среди новичков. Например, не во всём совпадающие с западным мейнстримом позиции Венгрии и Польши по вопросам миграции, а также по отношению к таким традиционным ценностям, как семья, брак, национальный идентитет…

…Честно говоря, хотя сам господин Фасбендер и называет себя реалистом, но развёрнутая им картина навевает изрядный пессимизм. Выручает, как ни странно, знание литературы. Михаил Лермонтов ещё почти двести лет назад писал в своём ”Умирающем гладиаторе”:

Не так ли ты, о европейский мир,
Когда-то пламенных мечтателей кумир,
К могиле клонишься бесславной головою,
Измученный в борьбе сомнений и страстей,
Без веры, без надежд — игралище детей,
Осмеянный ликующей толпою!

Но вот ведь до сих пор Европа остаётся Европой, и продолжает играть немалую роль в мировой политике. Настолько немалую, что с ней приходится считаться и Америке, и Китаю. Про Россию не говорю, поскольку сама Россия — это, как ни крути, половина Европы …

Поделиться
Комментарии