Казнить нельзя: Папа не велит
И все же веками христианский мир был отмечен жесточайшими казнями за самые разные преступления. Некоторые из них сегодня вообще трудно представить подсудными делами: например, безбожие. Разумеется, в той же Библии всему этому находились самые разные оправдания.
Перелом произошел, когда государства стали светскими, а элиты — менее религиозными и более рационалистичными (тоталитарные государства с их презрением к человеческой жизни и обожествлением власти — история отдельная). ”Безбожники” повсеместно начали отказываться от смертной казни.
Свою роль в этом сыграли понимание, что и в самой совершенной судебной системе не избежать роковых ошибок, условность границ, после которых деяние должно караться смертью. Наконец, большинство исследований подтверждают давнюю мысль, что вероятность смертной казни не влияет на уровень преступности. Но главным стало понимание: право на жизнь неотъемлемо, мы не можем никого лишать его.
В той части мира, который так или иначе можно считать христианским, на сегодня осталось лишь три крупных государства, где практикуется смертная казнь — США, Куба и Белоруссия. Есть еще страны, в которых она формально не отменена, но либо под мораторием (Россия), либо просто давно не выносится судебным решением, либо не приводится в исполнение (ряд стран Карибского Бассейна, Гайана). Однако все это не значит, что практика согласуется с мнением большинства.
Слово за церковью
Соцопросы здесь показывают невысокую надежность, поскольку результаты сильно колеблются в зависимости от выборки и от обстановки в стране. И все же проследить определенные тренды можно.
Очевидно, что во многих государствах с середины прошлого века произошло заметное снижение доли тех, кто в той или иной форме поддерживает сохранение смертной казни хотя бы в исключительных случаях. Но все равно они остаются в большинстве в США, Великобритании, Бразилии, Польше… В Эстонии таковых 60-70%. При этом в последние десятилетия резко вырос процент допускающих государственное убийство во Франции, Венгрии, Германии (в восточной части нынче их примерно ¾).
Римско-католическая церковь до недавнего времени трактовала Писание таким образом, что всевышний наделил государственные власти правом распоряжаться жизнью и смертью. Довольно лицемерная позиция для тех, кто считает человека сотворенным по образу и подобию божьему со священным правом на жизнь. Однако на днях Ватикан кардинально изменил политику: официально объявлено о недопустимости смертной казни и принято решение бороться за ее повсеместную отмену.
Шаг важный и своевременный в ситуации, когда в ряде католических стран наблюдается рост числа сторонников смертной казни. Слово Папы для истинно верующего имеет большой вес. Причем к его мнению так или иначе прислушиваются не только католики.
В США тема смертной казни в президентской кампании практически табуирована. В обществе споры идут давно и довольно ожесточенные, но кандидаты на высший пост избегают ввязываться в их, чтобы не подпасть под шквал критики с обеих сторон. Мнение Ватикана (а в США каждый пятый — католик) отныне может стать весомой поддержкой тому президенту, который посмеет заговорить об отмене смертной казни.
На постсоветском пространстве, включая нашу страну, широко распространено православие. Русская Православная Церковь (РПЦ) в середине 2000-х сформулировала свою позицию по вопросу смертной казни. Признается, что жизнь священна и убийство лишает возможности спасти душу, но общество само должно принимать решение, как ему поступать с преступниками. Для института, который претендует на моральный авторитет и пытается быть в обществе духовным ориентиром, хотя бы для верующих, это такая же попытка усидеть на двух стульях, чем до сих пор занимался Ватикан.
В последние десятилетия в России заметно снизилась доля выступающих за восстановление смертной казни, но таковых все равно порядка 60%. Недвусмысленная позиция РПЦ неизбежно помогла бы снизить этот процент в самой РФ и за ее пределами и сделать менее вероятным возвращение к мрачной практике государственных убийств.