В ставке Путина все малахольные, или взгляд на "список русофобов" изнутри
Российское посольство никак не ожидало, что публикация в Эстонии списка 20 врагов режима Путина превратится в захватывающую национальную игру в ”Мафию”, где СМИ целый день будут публично гадать по косвенным признакам, кого включили или не включили в список — а сами фигуранты, по мере того, как сотрудникам МИДа удастся до них дозвониться, будут с хитрым выражением лица демонстрировать ”черную карту” в своих фейсбуках и твиттерах, принимая поздравления и плохо скрываемую зависть, особенно со стороны коллег-политиков.
Смешные мемасики, вроде красноармейца с плакатом: ”А ты уже записался в русофобы?”, которые за день наводнили все эстонские околополитические соцмедиа, не могли, правда, скрыть и настоящей драмы. Например, моего замечательного коллегу — преподавателя международного права ТТУ Евгена Цыбуленко из-за досадной ошибки в его контактах уведомили о включении в список в числе последних. Достойный и заслуженный общественный деятель целый день провёл в напрасных муках совести, что его имя могло не попасть в этот перечень.
Хорошо, и Вы! — Все в сад!
Если с Цыбуленко все разрешилось более-менее счастливо, то с одним бывшим министром получилось курьезно. Пожилой человек так хотел попасть в этот список и настолько был уверен, что уж ему-то точно позвонят, что на запросы журналистов стал давать обтекаемые намёки, дескать, ему уже позвонили и что-то там такое сказали. Некоторые СМИ поспешили эту информацию опубликовать, а потом выяснилось, что русофоб оказался самозванцем.
С пожилым человеком вышел конфуз. Это, в свою очередь, породило волну предложений посольству открыть на сайте форму добровольной записи в ”русофобы”, чтобы все желающие могли свободно вступить в этот клуб.
Российский посол был искренне озадачен вопросом журналиста, почему в списке только 20 строчек, и никак не мог решиться сказать перед камерой, опубликуют они список или нет. Потому что санкции вроде как задумывались, как элемент воздействия, а не как бесплатная реклама.
Министр Свен Миксер в свою очередь посетовал, что у включенных в список нет очевидного общего знаменателя. Но на мой взгляд, пытаться найти логику в поступках Кремля — дело неблагодарное в принципе, так как в ставке Путина все малахольные, и это всё объясняет.
С другой стороны, какими бы разными не были участники списка, но в отношении аннексии Крыма, войны на Донбассе и террористических актов в Лондоне у нас мнение одно. Тот же Андрес Херкель еще давеча изгонял меня из Свободной партии за подрывную антипартийную деятельность. Однако с большевиками у нас с ним разговор короткий — в этом смысле мы с кузеном абсолютно едины!
Дымовая завеса
Какими бы веселыми не были эти игры в русофобов с путинским посольством, нельзя забывать, какую настоящую цель преследует публикация этого списка. Никто из его фигурантов в Россию в принципе поехать не может уже 4 года — с момента аннексии Крыма и последовавшей за этим общей активизации путинских спецслужб по вербовке и организации провокаций в отношении западных представителей.
Каждому, кто хоть немного в теме, известно, что даже частные поездки в эту страну категорически не приветствуются европейскими странами ни для госчиновников, ни для работников неправительственных организаций, занимающихся сенситивными политическими вопросами. А что касается лично меня, то запрет на въезд в отношении моей персоны действует в России уже 14 лет — с момента ”первого” второго срока Путина в 2004 году.
Важно при этом подчеркнуть, что в списке, который утвердило правительство Эстонии, находится 49 фамилий убийц, коррупционеров и террористов, ответственных за пытки в тюрьме Сергея Магницкого, за похищения и убийства представителей ЛГБТ в Чечне и за организацию отравления в Лондоне Александра Литвиненко с использованием химического оружия. Таким образом, целью ответного списка с исследователями, активистами, докторами наук и президентом во главе — является попросту заполнить эфир псевдо-темами. Например, начать спорить о значении термина ”русофоб”, вместо того, чтобы ещё и ещё раз повторить, какие причины были для включения в черный список ЕС деятелей из России.
Так что ответная реакция на этот информационный вброс со стороны МИД РФ, в принципе, в нашем обществе была достаточно здоровой — ирония и откровенный троллинг. Но, к сожалению, тем, кто находится в застенках путинского режима — как Сенцов или Титиев — либо ведёт войну, пытаясь выбить кремлевских наемников с территории Восточной Украины — от всех этих салонных игр не легче.
Поэтому давление в отношении режима Путина и персональные санкции в отношении коррупционеров и бандитов должны быть еще усилены. У этих санкций есть ощутимый эффект, потому что Ильвес не имеет счетов в Сбербанке, а Обама не ходит в беляшную у Савёловского вокзала, в которой его теперь не обслуживают. А вот у коррумпированных следователей из Следственного комитета РФ счета в западных банках есть, и своих детей они отправляют учиться почему-то тоже к нам в Европу.
Так что полсотни фигурантов ”списка Магницкого” — это только начало. И я снимаю шляпу перед своими коллегами в России, которые несмотря на угрозу уголовной ответственности за содействие санкциям, продолжают активный сбор информации о репрессиях против инакомыслящих и о коррупционных схемах в России, после чего передают эти сведения нам. Групп, таких как ФБК Навального, становится там все больше, и их работа помогает намного эффективнее западным странам проводить ”путинофобскую” политику. И мы всем нашим списком обещаем российским демократам в их благородной миссии полное содействие!