В качестве одного из ключевых доводов, который приводят защитники нарва-йыэсууского леса, звучит то, что вырубки могут разрушить, уже разрушают, классический образ Нарва-Йыэсуу, который формирует не только самый протяженный в Эстонии пляж, но и сосновый лес, а соответственно — могут отпугнуть туристов, ударить по доходам местного бизнеса, города и государства.

Вырубки последних пары лет активисты называют не иначе как варварскими, а восстановление леса считают фикцией.

”Мы, представители общественности, просим местное самоуправление Нарва-Йыъсуу взять под охрану лес, прилегающий к Нарва-Йыэсуу”, — говорится в обращении, подписываемом местными жителями. 20 марта под обращением активно оставляли подписи неравнодушные люди, пришедшие в библиотеку Нарва-Йыэсуу, на собрание, посвященное вырубкам. В числе прочих в нем участвовали руководители Нарва-Йыэсуу (в его новом, расширенном после объединения с волостью Вайвара виде), представители RMK и властей Нарвы.

”По заверениям RMK, на территории этого леса масштабных вырубок в течение 2-3 лет не планируется. Но мы все знаем, как быстро летит время и меняются планы. Поэтому заранее хотим обезопасить лес от вырубки, — отмечается в обращении. — Лес исторически является визитной карточкой Нарва-Йыэсуу, наравне с морским побережьем. Мы страстно желаем сохранить нашу изюминку — чистый сосновый воздух. Лесом вокруг Нарва-Йыэсуу кошелек страны сильно не наполнишь, а для привлечения туристов лес служит исправно. Наш лес — легкие городов Нарва, Силламяэ. Вокруг нас много вредных предприятий — ГРЭС, заводы масел, порт Силламяэ, в котором находятся семь опасных предприятий категории ”А”. Так зачем нам ухудшать экологическую ситуацию вырубкой леса?”

Лесничий Ида-Вирумааского лесничества Алар Сюда в ходе продолжительного обсуждения проблемы отметил, что, так или иначе, вопрос взятия государственного леса под охрану решается не RMK, а Департаментом охраны окружающей среды, представители которого на днях прибудут в приморский город для обсуждения деталей установления охраняемой зоны на двух сравнительно небольших участках леса — 83 гектара и 100 гектаров, где, к слову сказать, в основном растут елки и березы, а не имиджевые сосны.

Он подчеркнул, что RMK не ставит перед собой задачу тотальных вырубок, а реализует план по заготовке леса, который устанавливает политическое руководство республики. По его словам, в лесу Нарва-Йыэсуу, о котором идет речь, на данный момент около 60 процентом деревьев по закону можно срубить, а через 20 лет таким там будет примерно 75 процентов.

”Мы не планируем вырубить все пригодные к вырубке деревья в ближайшие десять лет, например, а это будет происходит возможно в течение 30-40 лет и даже дольше, — сказал Сюда, подчеркнув, что на местах вырубок обязательно производятся посадки саженцев.

Отметим сразу, что одна из местных жительниц проинформировала, что уже давно наблюдает за участками где вырубки произошли еще лет двадцать назад, и, по ее словам, сейчас там растут сосенки высотой не более полутора метров.

Сюда на это сказал, что, действительно, на некоторых участках посадку приходится производить многократно, так как саженцы не везде хорошо приживаются.

Алар Сюда сообщил, что в случае вырубок, планирующихся в расположенными рядом с городами лесах, с 1 января этого года RMK должен обсуждать и согласовывать их с местными самоуправлениями, находить компромиссные варианта, устраивающие обе стороны.

Он также обращает особое внимание на то, что большая часть леса под Нарва-Йыэсуу находится в частных руках, и вырубки там государство регулировать не может.

”Я представляю нарвитян, тех, которые объединились в садовые товарищества, и нас достаточно много, — сказал Валерий Четвергов. — Лесополоса между Нарва-Йыэсуу и нарвскими дачами для нас чрезвычайно важна, так как это фактически лесопарковая зона. Надо делать охранную, парковую зону по всей полосе. Вы говорите, что засаживаете саженцами вырубленные участки. Но если вы спросите местных жителей, которые регулярно бывают в этом лесу, то они скажут, что в нем стало существенно хуже — с учетом вырубок, с учетом того, что все перепахано квадроциклами, спортивными мотоциклами, ведь ни одного запрещающего знака там нет. Те вырубки, что уже были сделаны, не согласовывались с общественностью. Республиканская пресса неоднократно сообщала, что к определению планов вырубок не привлекаются ни члены Партии зеленых, ни какие-либо общественные организации. Я признателен мэру Нарвы Тармо Таммисте, который тоже сегодня сюда пришел, потому что мы будет обращаться и в самоуправление Нарвы, чтобы оно поддержало идею установления природоохранной зоны между нарвскими садоводческими товариществами и Нарва-Йыэсуу”.

По поводу отсутствия ограничивающих движение по лесу дорожных знаков мэр Нарва-Йыэсуу Максим Ильин сказал, что ситуация такова, что в лес можно заехать со всех сторон. ”В этом году мы уже обсуждали этот вопрос в управе, но сложность в том, что можно ограничить въезд в лес с основных трасс, но на всех второстепенных поставить знаки практически невозможно. Но если мы закроет основные въезды, от этого уже будет большая польза”, — отметил Ильин.

По словам Ильина, в переговорах с государственными чиновниками городские власти будут добиваться того, чтобы как можно большая часть леса Нарва-Йыэсуу была взята под охрану.

Участвовавший во встрече лектор по ботанике и микологии из Таллиннского университета Тыну Плоомпуу отметил, что проблема тотальных вырубок имеет республиканский масштаб, подчеркнув, что законодательство меняют так, чтобы можно было вырубать больше, а восстановление леса на деле происходит не настолько прекрасным образом, как об этом говорят.

Он указал и на экономическую составляющую вопроса. По его заверению, доходы от древесины приносят Эстонии вдвое меньшую сумму, чем дает туризм, который лес Нарва-Йыэсуу как раз помогает развивать. Ученый призывает государство не рассматривать лес как сырье для целлюлозных комбинатов, а смотреть на этот ресурс шире.

Алар Сюда между тем высказался в защиту целлюлозного комбината, который планируется строить под Тарту, и отрасли как таковой. ”Технологии развились так, что подобное производство уже не наносит окружающей среде существенный вред, а Эстонии нужно зарабатывать, не продавая сырье за рубеж, а делая что-то здесь, ту же бумагу”, — поделился мнением Сюда, сообщив, что в Финляндии действует несколько целлюлозных заводов и никакой проблемой это не является.

Пока большого общественного движения в защиту леса Нарва-Йыэсуу в курортном городке и соседней Нарве не сформировалось, но можно предположить, что оно появится, если вопрос взятия под охрану лесополосы между дачами и приморским городом упрется в непонимание государственных властей — ядро протестного движения уже есть и на встрече 20 марта оно показало, что настроено решительно.

Поделиться
Комментарии