Лента разбиралась, как Савченко за полгода превратилась из героини во врага и ”агента Кремля”.

Встреча на троих

Информацию о прошедших в Минске переговорах первым распространил украинский ресурс Лига.net. По данным портала, Савченко общалась с Захарченко и Плотницким несколько часов; организации беседы содействовало посольство России в Белоруссии. О поездке народной избранницы в Минск сообщил украинский журналист Сергей Иванов: ”Автомобиль с депутатом с госномером АА 7283 МК пересек государственную границу в ночь с 6 на 7 декабря, вернулся на Украину 8 декабря”, — написал он на своей странице в Facebook.

Информацию первым подтвердил глава ЛНР Игорь Плотницкий. По его словам, в ходе переговоров обсуждался вопрос обмена пленными. ”Это надо воспринимать правильно, надо понимать, что весь этот процесс идет в рамках минских переговоров. Основной темой наших разговоров был обмен пленными по формуле "всех на всех" и те вопросы, которые связаны с этой темой”, — заявил он, добавив, что встречу считает полезной, так как в стенах Верховной Рады ”должны видеть и слышать голос, понимание ситуации” со стороны республик Донбасса.

Савченко с собственными комментариями выступила на Софийской площади Киева. Она рассказала, что встречалась с главами ЛНР и ДНР в присутствии ”российской стороны”. ”Я обещала украинцам, что буду бороться, буду говорить даже с чертом. Да, я сидела с людьми, с которыми мы стреляли друг в друга. И я в них черта не увидела. Я говорила с людьми”, — заявила она. Прошедшие переговоры она назвала действенными. ”Людей нужно забирать, войну нужно завершать”, — подчеркнула парламентарий.

Ляшко с Березой

У киевских политиков поездка Савченко вызвала бурю эмоций. На Украине лидеров республик Донбасса называют ”террористами” и ”главарями боевиков”, а переговоры в таких условиях выглядят как шаг к их легитимизации. Кроме того, в Киеве постоянно подчеркивают, что не считают конфликт в Донбассе гражданской войной.

По мнению украинских политиков, противостояние подогревает Россия, главы ЛНР и ДНР полностью подчиняются Москве, а значит, и говорить с ними не о чем. Поездка Савченко рушит и эту конструкцию, делая реальными перспективы прямого диалога Киева и Донбасса. Возмущение первыми высказали в Службе безопасности Украины: советник главы СБУ Юрий Тандит заявил, что ведомство не знало о поездке и проверит информацию о встрече. Позже Савченко допросили как свидетеля по уголовному делу относительно создания ДНР.

За этим последовал шквал критики от сторонников продолжения боевых действий в Донбассе. Депутат Верховной Рады, член парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Юрий Береза пообещал ”жесткие действия”. ”После такого я не вижу смысла находиться с этим человеком [Савченко] даже в одном помещении”, — заявил он.

Береза предложил лишить Савченко доступа к государственной тайне и отметил, что на ближайшем заседании комитета депутаты обсудят поведение народной избранницы.

Лидер Радикальной партии Олег Ляшко назвал действия Савченко госизменой: ”Ей необходимо немедленно запретить доступ к государственной тайне, отозвать из ПАСЕ (Парламентская ассамблея Совета Европы), а также лишить мандата народного депутата”. Заместитель председателя фракции ”Блока Петра Порошенко” Алексей Гончаренко заявил, что Савченко делает все для ”реализации кремлевского сценария” на Украине.

Возмутились и во фракции ”Батькивщина”, в которую входит Савченко. Интересно, что на парламентских выборах 2014 года бывшая военнослужащая значилась на первом месте в списке кандидатов, во многом благодаря ей партия смогла преодолеть пятипроцентный барьер. Теперь, однако, ей грозит исключение из фракции.

Лидер ”Батькивщины” Юлия Тимошенко посоветовала Савченко самой ”планировать свою политическую деятельность так, как считает нужным”: ”У нее с партией "Батькивщина" ничего общего нет. Мы приняли решение собрать фракцию, пригласить Надежду и с ней обсудить все эти вещи и принять решение”. На следующий день представитель объединения Иван Крулько сказал, что Савченко несколько недель назад вышла из ”Батькивщины” и начала личную политическую карьеру.

Характерен сюжет, который вышел в эфире одного из крупнейших украинских телеканалов ”1+1”. Журналисты позвонили Савченко, назвавшись представителями главы ДНР Александра Захарченко, и предложили встретиться и обсудить возможное сотрудничество — в частности, идею открытия в Киеве дипломатического представительства народных республик под вывеской культурного центра.

Согласно сюжету, украинская народная избранница передала Захарченко ”большой привет” и сказала, что реализовать проект возможно, но чуть позже. Достоверность материала вызывает вопросы: полная запись разговора не была опубликована, однако понятно, что такой сюжет не мог появиться без согласования в администрации президента Украины.

Против ”партии войны”

Надежда Савченко вернулась из российской тюрьмы на Украину в мае. Бывшую военнослужащую встречали как национальную героиню. Петр Порошенко и Юлия Тимошенко стремились первыми сфотографироваться с ней. В российской тюрьме Савченко провела 709 дней, за это время получила всеукраинскую известность и стала символом страны.

На фоне полного бездействия армейских частей в Крыму и ”котлов” в Донбассе Украине требовался хоть какой-то пример стойкости и мужества. Савченко на заседаниях российского суда кричала, показывала неприличные жесты, пела песни, и этого оказалось достаточно: украинские СМИ транслировали любое известие о ее судьбе, портрет Надежды украшал трибуну Верховной Рады, а Порошенко присвоил ей звание Героя Украины.

Возвращение Савченко в Киев по умолчанию воспринималось как усиление ”партии войны”, однако что-то пошло не так. Надежда с первых дней удивляла украинских политиков своими идеями. Так, еще в июле она предложила провести прямые переговоры с Захарченко и Плотницким и выразила готовность общаться с ними по вопросу обмена пленными.

Депутат Рады предлагала амнистировать ополченцев Донбасса. По ее мнению, в ополчении ”много дурных парней, которые пришли пострелять”. Она также предположила, что Россия и Украина в будущем могут стать добрыми соседями.

”У нас есть в душе у каждого, что предъявить России, а россияне думают, что у них есть какие-то претензии к нам. Мы никогда не будем братским народом, как раньше. Так много родственников, много смешанной крови и все такое остальное, но давайте лучше быть добрыми соседями, чем плохими братьями. Я считаю, что это возможно”, — сказала она. Кроме того, бывшая военнослужащая предупредила, что поставки летального оружия на Украину могут привести к началу Третьей мировой войны, а значит — страны Запада должны оказывать Киеву в первую очередь политическую и экономическую помощь.

Чем дальше, тем больше критики вызывали заявления Савченко. Сначала ей советовали отдохнуть от политики, взять время на адаптацию после заключения. Потом стали называть ”агентом Кремля” и сумасшедшей. После переговоров в Минске можно говорить об окончательном развенчании ”культа личности”.

Согласно одному из предположений, бывшая военнослужащая ведет тонкую игру на политическом поле: конкуренция в ”партии войны” гораздо сильнее, чем среди тех, кто выступает за скорейшее установление гражданского мира на Украине. Из крупных политсил к ”партии мира” можно отнести ”Оппозиционный блок”, однако это объединение было создано на осколках Партии регионов Виктора Януковича, что многих от него отталкивает.

Политолог Андрей Золотарев сказал ”Ленте.ру”, что, согласно соцопросам, вопрос достижения мира считают значимым и важным 60 процентов украинцев. ”У Савченко сохраняется определенный личный рейтинг, но у меня есть сомнения в ее лидерских качествах. Она не системный политик. Не думаю, что ей удастся создать устойчивую политическую силу, команду. Соответственно, я не думаю, что ей со своим проектом удастся преодолеть пятипроцентный барьер и пройти в Верховную Раду”, — отметил эксперт.

Политолог Дмитрий Куликов уверен, что девальвация образа ”украинской Жанны Д’Арк” продолжится: ”То, что произошло с Савченко в последние полгода, очень много говорит об Украине. Всего за несколько месяцев она была свергнута с пьедестала героини, отношение к ней поменялось резко и кардинально. Я уверен, что точно так же быстро могут быть опровергнуты и другие символы веры постмайданной Украины”.

По мнению эксперта, украинцы могут так же просто отказаться от курса на евроинтеграцию или от героизации Степана Бандеры: ”Все эти идеи были созданы искусственно — как инструменты управления массами. Реального наполнения они не имеют, поэтому расстанутся с ними так же легко, как с героическим образом Савченко”.

Какое впечатление оставил у вас этот материал?

Позитивно
Удивительно
Информативно
Безразлично
Печально
Возмутительно
Поделиться
Комментарии