Речь Евгения Осиновского:

"Политический контекст изменился и в широком плане. Свободная партия вошла в политику уже почти как два года назад. Обещала новые идеи и перемены к лучшему. Многие наши избиратели поверили и выбрали их. Сегодня они, конечно, уже разочаровались, потому что Свободная партия со своими консервативными взглядами втиснулась куда-то между отечественниками, консерваторами и реформистами. Еще печальнее то, что, к сожалению, они не смогли привнести в политику ничего, кроме дополнительной театральности. Кстати, с их помощью по-прежнему еще возможно принять прикладные акты к Закону о сожительстве, но у них не хватает для этого смелости.

Пример Консервативной народной партии интереснее. Поданная под аграрным соусом пронацистская идеология, безусловно, является опасной смесью для общества и демократии Эстонии, но у консерваторов все же есть социально-психологическая функция. В течение последних двух лет они были тем вентилем, через который наши соотечественники смогли пережить самые черные сценарии и самые большие страхи. Да, это некрасиво. Но хорошо, что теперь все это в основном уже в прошлом. Президентские выборы показали, что за Марта Хельме голосуют скорее интернет-тролли, а не жители Эстонии. Их было лишь 16 в Коллегии выборщиков.

Следующие шесть месяцев будут для правительства весьма бурными. Никогда сразу две крупные партии не были настолько уязвимыми. Внутренние распри в Центристской партии и Партии реформ — опасное дело. Это как если в грязь упадет какое-нибудь крупное животное — мало того, что само измажется, так еще и окружающих забрызгает.

Центристская партия готовится через пару недель к ”политическим похоронам” Эдгара Сависаара. Победа кандидата на пост председателя партии Юри Ратаса после собрания Совета уполномоченных — вопрос уже почти решенный, однако формальная передача полномочий руководителя партии — это всего лишь первый шаг. Революционеры всегда объединялись против ненавистного тирана, отрубали ему голову, а потом ссорились из-за власти между собой. Мятеж в Центристской партии несомненно на руку социал-демократам, однако для Эстонии в целом — это неблагоприятный процесс, и игнорировать это нельзя.

Центристская партия избавляется от Эдгара, и это значит, что Партия реформ начинает беспокоиться. Андрус Кивиряхк однажды очень метко написал, что на самом деле почетным председателем Партии реформ является не Сийм Каллас, а Эдгар Сависаар. Именно то, что Сависаар держится во главе Центристской партии, гарантирует Партии реформ ключи от дома Стенбока. А как проводить следующие выборы, если Эдгара не будет? Следовательно, нужно найти нового Эдгара.

Становится ясно, что новым Эдгаром может стать Сийм Каллас. Если Эдгара нет вне партии, то придется его найти хотя бы среди своих.

Во всем этом фельетоне есть три критичных вопроса. Во-первых, почему генсекретарь Партии реформ Реймо Небокат был назначен руководством партии в состав предвыборной команды Калласа? В чем на самом деле заключалась его задача? Должен ли он был сделать Калласа президентом, или наоборот, обеспечить провал?

Во-вторых, как Партия реформ может заявлять, что человек, которого два года назад прочили в премьер-министры, а месяц назад в президенты — на самом деле агент Кремля? Сколько членов Партии реформ голосовали за Калласа в Коллегии выборщиков?

И, в-третьих, что скажет такая предательская атака на почетного председателя о внутренней ситуации в партии? Я понимаю, что руководство партии разочаровано тем, что преимущество на президентских выборах успехом не увенчалось. Это, несомненно, было болезненно. Однако если в такой ситуации руководство партии будет продолжать дирижировать безвкусными нападками на собственного кандидата в президенты, то дела пойдут весьма скверно. Если эмоции будут доминировать над разумом, то замешательство в партии премьер-министра окажется серьезнее, чем можно было предполагать".

Поделиться
Комментарии