Рамадан стал исключительно кровавым месяцем: "халифат" способен устраивать теракты по всему миру. Потеря Мосула и Ракки, неизбежная в ближайшие полтора-два года, вероятно, приведет к распаду и фрагментации ИГИЛ, но перед этим нас ждет много насилия, пишут западные СМИ.

"Во время недавнего всплеска терактов в Иордании западные чиновники в Аммане перехватили сообщения от лидеров ИГ, побуждающие их сторонников устраивать теракты в своих странах, а не присоединяться к боевикам за границей, в Сирии", — пишут корреспонденты The Wall Street Journal.

"За этим призывом ко всем зависимым структурам группировки и аналогичным обращением официального представителя ИГИЛ последовали атаки за пределами территорий самопровозглашенного халифата в Сирии и Ираке. В последние недели пособники с возможными или подтвержденными связями с ИГИЛ устроили смертоносные теракты в Турции, Ираке и Бангладеш", — говорится в статье.

"Исламское государство" все чаще обращается к менее затратным, но впечатляющим партизанским операциям. Журналисты связывают участившиеся атаки за пределами Сирии и Ирака с поражениями на поле боя и территориальными потерями, лишившими боевиков доходов от нефти.

На фоне конкурирующих американской и российской военных кампаний ожидаются новые теракты исламистов, пишут авторы. В статье упоминается также ограничение доступа группировки к турецкой границе, через которую раньше массово перебирались в Сирию "иностранные рекруты" ИГИЛ.

Кроме того, группировке нужны деньги и она испытывает огромное напряжение, отмечает издание. Гражданские лица, подвергающиеся рэкету ИГИЛ, являются, по мнению американских чиновников, вторым основным источником дохода после нефти.

Вовлеченность боевиков в самую масштабную террористическую атаку на территории Бангладеш демонстрирует способность ИГИЛ вербовать и мотивировать молодых мусульман далеко от его места базирования, продолжают журналисты.

"Когда пять мужчин, предположительно устроивших смертоносную атаку на кафе Holey Artisan Bakery в Дакке, пропали пять месяцев назад, они были типичными бангладешскими студентами: посещали занятия, проводили время с друзьями и сходили с ума по болливудским звездам, — говорится в статье. — Теперь они предстали уже с навыками, позволяющими просочиться в хорошо охраняемый дипломатический район и оказывать сопротивление тяжело вооруженной полиции почти 11 часов, убив 20 гражданских лиц и двух высокопоставленных сотрудников полиции".

Взрывы в трех точках Саудовской Аравии 4 июля стали продолжением череды терактов в разных частях мира, что напоминает скоординированную кампанию, совпадающую с мусульманским святым месяцем Рамадан, пишет Лиз Слай в The Washington Post.

В результате подрывов террористов-смертников рядом с консульством США, в шиитской мечети и центре безопасности в Медине погибли четыре сотрудника службы охраны, пятеро ранены. Журналистка обращает внимание, что "были выбраны мишени, соответствующие заявленным врагам группировки: американцы, шиитское мусульманское меньшинство и служба безопасности Саудовской Аравии".

"С тех пор как вооруженная группировка три года назад заявила о своем существовании, каждый раз она призывала сторонников устраивать теракты в священный месяц Рамадан — период поста, воздержания и молитвы, который в среду завершится праздником с застольями и семейными визитами", — напоминает Слай.

"Нынешний Рамадан стал самым кровавым за всю историю данной кампании ИГИЛ, — говорится в статье. — В ходе терактов, взятых на себя "Исламским государством" или отнесенных на его счет, погибли не менее 290 человек: в аэропорту Ататюрк, в Дакке и в Багдаде". В Багдаде, на торговой улице, погибли 222 человека.

"Аль-Каида", — пишет в La Repubblica журналист Джейсон Берк, — видела в завоеванных территориях исламского мира стартовые площадки для атак на Запад — главным противником был "дальний враг": США и их союзники. ИГ переиначило эту стратегию".

Сегодня ИГИЛ обороняется. Эль-Фаллуджа, символ суннитского сопротивления, потеряна, ливийский Сурт под давлением. Убиты десятки старших командиров, аль-Багдади (лидер "Исламского государства") почти наверняка ранен. Средств не хватает, поток новобранцев редеет. Все это требует новой стратегии, говорится в статье итальянского издания.

Первый ее элемент — уже знакомый: терроризировать "дальних врагов " с помощью акций "одиночек" (как Омар Матин, который убил 49 человек в США) или более структурированной сети (как в Дакке).

"Второй элемент заимствован у бывшего лидера "Аль-Каиды" в Ираке аз-Заркави: применение насилия в отношении гражданских лиц по всему региону, чтобы переломить плохую тенденцию на фронтах. Террористы в Стамбул были посланы из Ракки, чтобы дестабилизировать и ослабить крупного игрока — Турцию", — отмечается в публикации.

Насилие в самом Ираке направлено против шиитов, и бомба в Караде (район Багдада) предназначалась шиитскому сообществу, говорится в статье. "Аз-Заркави атаковал шиитские объекты в попытке развязать гражданскую войну. В ответ на репрессии шиитов суннитское меньшинство будет видеть в экстремистах своих единственных защитников, надеялся он. Десять лет спустя ИГИЛ преследует те же цели", — пишет Берк.

Третьим элементом стратегии ИГИЛ является продолжение военной кампании, в первую очередь в Сирии.

Сработает ли новая стратегия? "Когда аль-Аднани (официальный представитель ИГ) с вызовом говорит, что халифат переживет потерю Мосула и Ракки, кажется, он сильно преувеличивает. Потеря этих двух городов, скорее всего неизбежная в ближайшие полтора-два года, приведет, вероятно, к распаду и фрагментации "Исламского государства". Но перед этим нас ждет еще много насилия", — считает Берк.

Поделиться
Комментарии