Западные СМИ: почему ЕС продлил санкции против РФ и почему их могут отменить
"Путин не сдал назад в украинском вопросе, но санкции, скорее всего, предотвратили наихудший сценарий", — пишет немецкая Die Welt.
Санкции стали наказанием для Путина, но так и не привели к изменениям в его политике. Вместо этого они стали инструментом укрепления националистических тенденций в России, уверен обозреватель Die Welt Михаэль Штюрмер.
"Антироссийские санкции, введенные два года назад, стали эффективным средством воздействия на экономику России. Однако политической цели, ради которой налагались санкции, Западу добиться не удалось: Путин не сдал назад в украинском вопросе. Вместо этого российский президент, обвиняющий в страданиях народа обрушение цен на нефть и санкции Запада, имеет возможность подпитывать российский национализм", — замечает Штюрмер.
В это самое время Запад подсчитывает экономические потери, причем с возрастающей болью. "Санкции — это еще не война, но уже и не мир — тем более, что с точки зрения Москвы они выглядят иначе, чем с позиции Вашингтона или Берлина", — констатирует автор и приводит примеры из истории: Италия при фашистском режиме и империалистическая Япония в условиях санкций искали ответы, закончившиеся катастрофой и войной.
"Во все времена санкции подчинялись закону непреднамеренных последствий", — говорится в статье. "Тот, кто вводит санкции, должен не только понимать, как это сделать, но и хорошо представлять себе, как сможет выбраться из ситуации с наименьшими потерями", — резюмирует немецкий журналист.
Санкции не изменят психологию российского лидера, но напомнят ему, что он связан международными правилами и не может действовать "как современный барон-разбойник", комментирует британская The Times.
Министр иностранных дел Великобритании Филип Хэммонд "дал отпор странам ЕС, предположившим, что санкции можно ослабить или увязать с частичным выполнением минского мирного договора с Россией о прекращении ею кровопролития на востоке Украины", сообщает издание.
"Мы должны сказать России: "Если хочешь ослабления санкций, выполняй свои обязательства по Минску", — сказал Хэммонд The Times. — Русские играют в игру "Разделяй и властвуй" и давят прицельно на тех, кто в силу темперамента склонен говорить об ослаблении санкций. Это большая ошибка. Путин понимает ясные, решительные шаги и твердость нашего подхода. Любые намеки на пересмотр нашего решения будут расценены как признак слабости".
"Мир Владимира Путина съеживается", — пишет обозреватель The Times Роджер Бойз.
"Возможно, его друзья, придворные и финансовые помощники все еще верят в историческую миссию Великой России, но их повседневная реальность, скованная замороженными банковскими счетами и запретами на выдачу виз, ни в коей мере не блистательна", — поясняет он. Но срабатывает ли изоляция Москвы, задается вопросом Бойз.
Если Россию лишат права на проведение ЧМ-2018 по футболу, "благодетели Путина, возможно, потеряют выгодные контракты на строительство", пишет автор, но больше всего обидятся люди с улицы, сочтя, что Запад стремится унизить Россию.
Бойз отмечает, что российский народ действительно страдает от западных санкций, поскольку изоляция от финансовых рынков усилила последствия обвала цен на нефть. Тем не менее, проблемы России вызваны скорее российскими методами госуправления, чем действиями Запада.
Путин рассчитывает, что единство Запада по санкционному вопросу рухнет, но "сохранить санкции чрезвычайно важно", уверен автор. "Санкции не изменят психологию российского лидера, но напомнят ему, что он связан международными правилами. Аннексия территории, нарушение воздушного пространства НАТО, похищение иностранцев — это действия современного барона-разбойника. Он полагает, что может избежать наказания за это и пересидеть санкции, пока мы не уступим".
"Чтобы санкции были эффективными, они должны сопровождаться помощью для российской оппозиции и реформаторов", — добавляет автор. "Мы должны продемонстрировать россиянам, что корень их бед — не злая воля Запада, а лидер, который не радеет за их интересы, лидер, чьи дни сочтены", — заключает Бойз.
Spiegel приводит фразу министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера: тот в мае говорил о возможных уступках России, привязанных к реализации конкретных положений Минских соглашений. К тому же, отмечает издание, исполнение этих договоренностей зависит и от украинской стороны, которая заинтересована в постоянном продлении рестриктивных мер в отношении Москвы.
Немецкое издание полагает, что санкции выгодны и российскому руководству. "Они позволяют Путину отвлекать внимание от внутренних проблем проведением агрессивной внешней политики", — отмечает автор заметки.
По его словам, в украинском конфликте Москва отступила лишь "на миллиметр", позиции по Крыму не изменила, а пошла на усугубление противостояния — в частности, вывела гибридную войну в киберпространство и стала провоцировать самолеты НАТО.
Автор текста замечает, что аргумент итальянского премьера Маттео Ренци о необходимости российского участия в разрешении сирийского конфликта становится лишь все более убедительным. "Кризис с беженцами, пожалуй, в списке проблем ЕС на куда более важной позиции, чем украинская проблематика", — подытожил он.
Сейчас действуют три пакета антироссийских санкций ЕС. В марте персональные санкции против граждан РФ и Украины, которых ЕС считает ответственными за подрыв территориальной целостности Украины, были продлены до 15 сентября 2016 года. Санкции против Крыма продлены до 23 июня 2017 года. А экономические санкции ЕС против РФ действуют до 31 июля 2016 года. Вопрос об их продлении будет обсуждаться на саммите Евросоюза 28-29 июня.