Хельо Пикхоф: что нужно знать об алиментном фонде
В Эстонии каждый четвертый ребенок растет с одним родителем, а у половины бросивших своих детей отцов или матерей есть еще и задолженность по алиментам. Такова горькая правда. Именно эти дети, в отличие от своих товарищей и одноклассников, чаще попадают в группу риска бедности, что в свою очередь приводит к меньшему благополучию, более скромной площадке для роста, скудным возможностям посещать кружки по интересам и в более далекой перспективе – опять к бедности.
Об этом нам всем давно известно, и все это уже десяток лет не раз обсуждалось. В парламенте тема алиментного фонда то набирала обороты, то снова сходила на нет. Пока государство чесало затылок, целое поколение детей уже выросло. Однако это и обязанность государства — заботиться о том, чтобы дети были сыты. В остальной Европе это уже поняли.
Лед тронулся!
В конце марта правительство наконец дало зеленый свет созданию алиментного фонда, а 15 июня соответствующий законопроект был принят парламентом в третьем чтении. Вкратце объясню, что же это за фонд и какова его цель.
Со следующего года государство будет выплачивать ребенку, которого воспитывает один родитель, "авансом" 100 евро в месяц, если второй родитель уклоняется от уплаты алиментов, и в течение 4 месяцев от него так и не удалось добиться денег. Государство будет платить ребенку пособие до тех пор, пока ему не исполнится 18 лет, а если ребенок учится, то пока не наступит ”второе совершеннолетие”.
Если суд решил, что родитель может платить своему ребенку менее 100 евро, то государство будет выплачивать семье такую же сумму. Если же с должника не удастся востребовать всю сумму, то государство ”добавит” столько, сколько необходимо. Главное, чтобы семье, в которой дети воспитываются одним родителем, были гарантированы стабильные поступления: лучше синица в руках, чем журавль в небе. Кстати, в 2014 году средняя сумма алиментов, которую должны были выплачивать родители, составляла 154 евро. На алиментный фонд, который откроется в следующем году, предназначено 7,2 миллиона евро.
Затем государство все деньги, которые выплатило "авансом" за нерадивых родителей, потребует уже с должников. Во всяком случае, попытается.
Долг принадлежит кредитору
А точнее — родному ребенку! Последняя поправка продлевает срок востребования долга с 3 лет до 10. К сожалению, в последнее время среди неплательщиков очень популярны разного рода уловки. Например, просят переводить зарплату на счет друга или переписывают недвижимость на имя нового спутника жизни. Однако теперь бессердечным родителям никуда не деться от судебного исполнителя, у которого развязаны руки: он может обыскать владения должника с целью обнаружения имущества, которое можно продать, чтобы заплатить алименты. У суда также теперь есть право приостановить действие водительских прав неплательщика алиментов, а также права на занятие охотой, разрешение на оружие и карточку рыбака. Кроме того, суд может запретить выдачу таких документов должнику.
Несмотря на методы давления, государство все равно не может вернуть всю сумму, которую задолжали своим детям почти 10 тысяч нерадивых родителей. Однако международная практика показывает, что государство все же лучше справляется с востребованием алиментов, чем столкнувшиеся с жизненными трудностями родители.
Надо отметить, что государственную помощь будут получать те дети, чьи родители не платят алименты, которые назначил суд. Здесь бы я подчеркнула слово "суд". В действительности же, оставшихся без родительской поддержки детей гораздо больше, чем дел, дошедших до суда. Сколько таких детей всего — данных нет, ведь государство, увы, на кофейной гуще гадать не умеет.
Родительские гонки
Первый шаг на пути к получению алиментов должен сделать родитель, а именно — обратиться в суд. Нельзя, конечно, сказать, что суды наши страдают от недостатка нагрузки. В прошлом году у судебных исполнителей на руках оказалось более 12 000 случаев с алиментами.
Хотя на пути к суду немало препятствий (нехватка времени, усталость или безнадежность), все же стоит иногда вспоминать, что на кону судьба ребенка, его потребности и его права. Недавнее исследование показало, что пятая часть одиноких родителей не осмеливается обращаться в суд из-за угроз бывшей "второй половинки". Но мы все же научились не молчать и в случае семейного насилия обращаться в полицию или центры поддержки.
Да, хотя 92% родителей-одиночек — это мамы, в каждом человеке случается внутренний конфликт. Деньги часто помогают побеждать в этом конфликте не самой лучшей стороне человека. Не редки и случаи, когда при помощи ребенка родители пытаются манипулировать друг другом, чтобы выиграть в этой "гонке": мол, деньги на стол, а там посмотрим, дам я тебе видеться с ребенком или нет.
Хотя для ребенка, разумеется, лучше общаться с обоими родителями, можно все-таки его поберечь от этого бесконечного и бессмысленного перетягивания каната.
При государственном вмешательстве эти проблемы исчезнут. Схема работы алиментного фонда максимально проста. Для получения алиментной помощи на время судебного производства (срок выплаты, кстати, будет продлен с прежних 90 дней до 150 дней) родитель должен будет обратиться с заявлением в Департамент социального страхования.
Во время исполнительного производства никаких дополнительных документов больше не потребуется. Все дела будут вестись через судебного исполнителя. Инфосистемы судебного исполнителя и Департамента социального страхования будут объединены так, чтобы 100 евро (или недостающая до 100 евро сумма) регулярно переводились на счет родителя, опекуна или попечителя.
Все хорошо, что хорошо кончается. Создание алиментного фонда — прекрасный пример того, когда вне зависимости от мировоззрения, партии договариваются друг с другом. Даже если на это потребовалось целых десять лет.