Евросоюз будет более мощно реагировать на гибридные угрозы
Еврокомиссия и верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини в начале апреля приняли в Брюсселе новые единые рамки для борьбы с гибридными угрозами.
Цель рамок — увеличить сопротивляемость партнерских стран и уплотнить сотрудничество с НАТО, чтобы улучшить совместные контрмеры с целью справиться с угрожающими странам ЕС, их гражданам и безопасности Европы гибридными угрозами, пишет eurokratt. Необходимость в создании новых рамок сотрудничества создали участившиеся в последние годы соприкосновения ЕС и его стран с гибридными конфликтами.
Рамки основываются в основном на принятом в апреле 2015 года плане действий по безопасности Европы, но и на областных стратегиях, таких как стратегия ЕС по кибербезопасности, стратегия по энергетической безопасности и стратегия безопасности мореплавания.
По словам верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини, в последние годы среда безопасности в непосредственной близости от Евросоюза сильно изменилась. Также она указала, что роль ЕС в улучшении ситуации с безопасностью растет.
"На границах ЕС гибридная угроза все актуальнее. Прозвучало желание, чтобы ЕС как гарант безопасности применил и увеличил свои способности. Связь между внешней и внутренней безопасностью нужно еще больше усилить. Данными новыми предложениями мы хотим увеличить совместную способность бороться с угрозами гибридного типа. Для достижения этой цели мы улучшаем и сотрудничество и координирование с НАТО".
По словам советника правительства Эстонской Республики по стратегической коммуникации Ильмара Раага, в случае данного документа важно, что он координирует совместные действия Евросоюза.
"На уровне Евросоюза для всего процесса важно то, если раньше гибридные угрозы были главным образом в сфере ответственности стран ЕС из-за внутригосударственных особенностей, то сейчас указывают на более широкое трансграничное влияние гибридных угроз. Хотя бы, например, потому, что если мы рассматриваем террористическую угрозу как одну из возможных форм гибридной угрозы, то, например, в смысле стратегической коммуникации враждебная пропаганда пытается радикализировать и завербовать членов в террористическую сеть на международном уровне".
По словам Раага, рамки не принесут существенных изменений в планы по гособороне Эстонии, потому что Эстония уже раньше разработала рамки защиты от гибридных угроз.
"По-своему мы должны признать, что для нас эти рамки изменят совсем немного, потому что Эстония в своих сценариях угроз уже давно учитывала гибридные угрозы. Лучший пример этого отношения — концепция гособороны с широкой поверхностью, которая сдержит как военные, так и невоенные компоненты. Интерес Эстонии во время подготовки документа ЕС был скорее конкретизировать все то, чем мы уже занимаемся и в чем мы хотели бы пойти еще дальше. Еще проще говоря, Эстония уже раньше была там, куда к нашей радости теперь дошел и более широкий концептуальный подход ЕС".
Рааг также сказал, что вдобавок к разработке рамок уже занимаются и реализацией мер против гибридных угроз.
"Эстония бесспорно заинтересована в общей осведомленности о ситуации, что конкретнее должно выражаться в создании при Разведывательном и ситуационном центре ЕС (EU INTCEN) координирующего подразделения (EU Hybrid Fusion Cell). Оттуда дальше уже идут более прикладные меры. Эстония уже сейчас участвует в лице одного человека в команде стратегической коммуникации EAAS".
Пресс-секретарь Министерства обороны Андрес Санг подчеркивает, что несмотря на усиливающиеся методы коллективной обороны, Эстония должна по-прежнему обеспечивать свою защищенность самостоятельно. В то же время он обращает внимание на обстоятельство, что речь идет о знаковом документе.
"В последнее время действительно усиленно занимались усилением коллективной обороны НАТО. У Евросоюза тоже хорошие возможности для поддержки гособороны, в первую очередь гражданскими инструментами.
Принятое извещение — это первый раз, когда ЕС собрал в один документ увеличивающие безопасность как объединения и стран ЕС, так и партнеров, области и представленные предложения, как развивать оборону инфраструктуры ЕС, механизмы решений и сотрудничество с НАТО. Принятие извещения — это на самом деле только первый этап, теперь предстоит еще много работы по его применению".