Воспоминания читателя Delfi о Чернобыле: некурящий сержант попросил сигарету. "Хана… детей не будет”
26 апреля исполнится 30 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Редакция русского Delfi обратилась к читателям с просьбой поделиться своими воспоминаниями о тех событиях. Публикуем третью подборку писем читателей о чернобыльской катастрофе.
Читатель Delfi ликвидатор Владислав поведал нам подробности истории, опубликованной ранее.
Было страшно
”Мародеров мы ловили при патрулировании. Людей в городе — минимум, и грабители заметны сразу. — припоминает Владислав 86 год. — Пару раз выгоняли их с завода по производству электроники: там было, чем поживится, пока все не вывезли. Мы быстро отбили охоту грабить — не церемонились с ними. А слухи среди этой братии быстро расходятся”.
Насчет здоровья Владиславу сложно сказать что-то конкретное: ”Наверное, изменений особых нет, и я здоров. Все как у всех. Я просто не напрягался, что был там. Не внушал сам себе про радиацию и про последствия, так что организм и не понял наверное… и продолжал жить, как жил”.
Было ли страшно? ”Страшно… Да, было страшно”. Владислав поведал нам следующую историю: когда дали отбой тревоги и все сдали боевые патроны, у него замком взвода сержант Семенец, который никогда не курил, вдруг попросил сигарету и сказал, мол, ”хана… детей не будет”. Итог: женат три раза, пятеро детей. Также он задержал особо опасных преступников, и был награжден медалью ”За боевые заслуги”. Правда, выговор получил: побил их сильно.
На четвертый день зашкалило, и город опустел
Был первый выход на посты патрулирования, припоминает читатель. Подъехала к дому пожарная машина, Владислав с коллегами подошли узнать, в чем дело. А там пожарные домой заскочили — еды взять. "Радость на лицах — огонь сбили!” Спросили, что случилось, почему рвануло, и услышали в ответ вот что: "Сверху спустили приказ провести эксперимент: попробовать охлаждение воздухом. А когда поняли, что пошло не так что-то — пустили воду. Стержни перекосило, и произошел взрыв от перегрева”. ”Это с первых уст, как говорится. Наверное, нет уже этих пожарников…” — добавил Владислав.
На третий день, по его словам, дежурство уже несли перебежками. В подъездах сильно был повышен фон. На четвертый день совсем зашкалило, и город опустел.
”По поводу льгот. Вы сами прекрасно знаете, что мы разделены на репрессированных, то бишь граждан, и нас — неграждан — у которых если бы не самоуправления, то и не было бы ничего. В Маарду льготы есть благодаря стараниям нашего (бывшего — прим. ред.) мэра Георгия Быстрова. Благодарность ему за это большая. Немного, но суть не в величине, а в том, что помнят”, — считает Владислав.
Недавно корреспонденты Delfi побывали в т.н. Зоне отчуждения. Уже начала выходить серия репортажей о ЧАЭС и событиях тех дней.