Врач рассказал, как организовывали помощь в Литве, в каких районах наблюдаются явные последствия аварии на Чернобыльской АЭС сегодня, почему прогнозируют рост числа заболеваний раком легких. Реакцию СССР на аварию в Чернобыле глава ЦРБ назвал плохим примером. Особенно — плохое информирование жителей о радиационной опасности, что вызвало всплеск рака щитовидной железы, другие проблемы.

"Официальная власть сообщила об аварии на Чернобыльской АЭС ЕС, наверное, спустя неделю. И то данные были неточными. Пытались все замять, говорили, что ничего страшного не случилось, что процесс под контролем. Не думаю, что ученые и другие специалисты не предоставляли информацию. Это было политическое решение — не может быть такого инцидента в СССР и точка", — сказал в интервью DELFI.lt Мастаускас.

В Литве действовала система гражданской обороны, однако ответственность за жителей взяли на себя и отдельные ведомства. По словам главы ЦРБ, первую скрипку играл Минздрав, в котором он сам начал работать в конце 1986 года.

- Как вы узнали о несчастье?

- Тогда я еще был главой отдела здравоохранения Клайпедского центрального комитета. Как и все, я какое-то время ничего не знал. То, что что-то произошло, мы поняли, получив сообщения из разных лечебных учреждений о том, что внезапно за пределы зоны измерений "вышли" дозиметры, измеряющие мощность приборов. Мы стали выяснять причину и узнали об аварии. Стали думать, что делать. Пытались подсчитать, какую дозу могут получить жители, какую защиту рекомендовать. Первой рекомендацией было ограничение выпаса скота, использования молочных продуктов, особенно это касалось детей.

- Почему именно молока?

- Потому что в то время коровы уже паслись в полях. Радионуклидное облако прошло и опасные вещества осели на деревьях, на траве. В молоке коров, которые паслись на полях, был радиоактивный йод, а он очень вреден тем, что накапливается в щитовидке, вызывая рак.

- Действовали оперативно?
Йод разлагается за 8 дней, цезий - около 30 лет

- Насколько позволяла информация, когда ее представили официально. До того все жили в неизвестности, все гадали, что, где и как. В 17 районах Литвы было запрещено использовать молоко, но его не выливали. Министерство сельского хозяйства должно было организовать его переработку в сливочное масло, которое было чистым и пригодным к употреблению в пищу. Искали выход, чтобы как можно меньше пострадали не только люди, но и экономика. Вторым шагом был контроль ввозимых продуктов, чтобы из самых загрязненных районов — Беларуси, Украины и четырех областей России — не попали опасные вещи, продукция. Строго контролировали и многое не пропускали через границу. Я помню, что пытались провезти опасные лекарственные растения. Когда сейчас люди ездят в Чернобыльскую зону, они видят пустые дома эвакуированных людей. Где вещи? Все вынесли и реализовали.

- Находившийся 30 лет назад в опасной зоне цветок, стул или одежда все еще представляют опасность?

- Конечно, да. Ведь не просто так ограничили движение в зоне радиусом 30 км от Чернобыльской АЭС. Через воздух, как и через загрязненную еду, радионуклиды попадают в легкие, потом с кровью радиоактивный йод попадает в щитовидку, где накапливается. В самых загрязненных территориях до аварии были отдельные случаи рака щитовидной железы, а после аварии на Чернобыльской АЭС в Украине, Беларуси и в четырех областях России установили 7000 новых случаев. В числе заболевших были в основном дети, которые жили в тех зонах и пили молоко, ели первые овощи, которые там появляются раньше. И все только потому, что никто не предупредил об опасности.

— Как ситуация разворачивалась в Литве, какие районы пострадали больше всего?

— После аварии на Чернобыльской АЭС в окружающую среду в течение многих дней происходил выброс радионуклидов. Литва попала в список стран, через которые прошло облако. Особенно пострадала южная, юго-западная и западная часть Литвы. Там радиация увеличилась местами в 10 раз. Исследовали не только радиоактивный йод, но и радиоактивный цезий, стронций и констатировали: цезия намного больше, чем до аварии. Йод разлагается за 8 дней, поэтому в течение месяца он разложился, следов не осталось. Однако цезий разлагается около 30 лет. Спустя 30 лет после аварии на Чернобыльской АЭС разложилась лишь половина цезия. Итак, и сейчас радиоактивный цезий представляет опасность.

— Люди помнят, что по радио их просили не выходить на улицу, не находится на солнце. Почему? Достаточно ли этих мер?
В Литве цезий находят в грибах, в почве

— На первом этапе достаточно было знать, что когда над местностью проходит радиоактивное облако, не имеющее ни цвета ни запаха, самое главное избегать любого контакта с атмосферным воздухом, в котором есть радиоактивные вещества. Радиация действует на клетки, а через ткани, на органы, нарушает их деятельность, вызывая болезнь. Ткань меняется (рак) или высыхает. Если радиация изменяет структуру хромосом, это может сказаться на генетике, наследственности. С точки зрения радиационной безопасности радиоактивное излучение — всегда опасно. С другой стороны, мы с ним живем, а риск, сколько появится случаев рака или наследственных заболеваний, зависит от количества.

— Что делать в случае несчастья?

— Когда поступает сообщение и том, что проходит облако радиоактивной пыли, надо закрыть окна, двери, закрыть вентиляционные отверстия и как минимум два дня провести дома. Если опасность не уменьшается, через два дня должны организовать всеобщую эвакуацию жителей.

— Какие последствия Чернобыльской аварии наблюдаются в Литве спустя 30 лет?

— В почве, в грибах до сих пор находят радиоактивный цезий и другие опасные вещества. Радионуклидные облака больше всего задержали леса, опасные вещества осели на иглах и листьях, когда они падали, попадали в почву, там остаются и сейчас. В больше всего пострадавших районах — Шальчининкай, Варене, во всей Жемайтии, на Куршской косе — мы только что провели исследования, которые подтвердили, что половины цезия уже нет, но другая половина осталась. Его мы находим в грибах, в почве. Он излучает радиацию, облучает, накапливается в организме. Чем больше, тем опаснее, поэтому ЦРБ по всей Литве по-прежнему исследует молоко, мясо, рыбу, воду, почву и зерновые культуры.

— Предполагают, что около 300 000 людей, участвовавших в ликвидации Чернобыльской аварии, получили облучение в 500 миллизивертов. Какое среднее облучение влияет на жителя Литвы спустя 30 лет?
Авария стала причиной многих проблем - далеко не только онкологии

— В среднем в год один житель Литвы получает облучение в 3,19 миллизиверта. Раньше оно было 2,6 миллизиверта, значит, облучение с каждым годом увеличивается. Может, вас это удивит, но тут больше всего влияние не Чернобыля, а радона, который выходит из земли при разложении урана — созданного Богом природного радионуклида — и попадает в закрытые помещения. При разложении радона освобождаются радиоактивные изотопы полоний, висмут и свинец, которые вместе с пылью оседают в дыхательных путях, чаще всего в бронхах, облучая органы дыхания и могут вызвать рак легких. Уровень радона мы замеряли до Независимости, тогда его количество было меньше, однако оно заметно увеличилось, когда стали популярны герметичные окна и двери, когда началась модернизация домов, во время которой стали менять трубы, но ничего не делали с вентиляцией.

— Чем опасно для человека увеличение количества радона в его окружении?

— Сразу увеличивается опасность заболевания раком легких. Раньше мы считали, что из-за радона и из-за продуктов его разложения в год от рака легких будут умирать 140 человек, то сейчас это число увеличиваем до 240.

— Влияние Чернобыля на рост числа случаев рака и уродств явное или преувеличенное?

— О раке щитовидной железы мы уже говорили, эпидемии других видов рака, которые могла спровоцировать авария, международные эксперты не подтвердили. Однако несчастье обусловило много других проблем: с сердцем, неврологических, пищеварительного тракта и другие заболевания, спровоцированные стрессовым состоянием. Представьте, эвакуировали около 1 млн жителей, люди лишились близких, своего дома, работы. все надо было создавать заново — это большой удар. Другая часть, которых трагедия коснулась непосредственно — те, кто ликвидировал последствия. Только из Литвы насильно на ликвидацию отправили 7000 человек. Быть может не у всех облучение сказалось на здоровье, но стресс и напряжение сделали свое дело. Часть людей, работавших в ужасных условиях, покончила с собой, другие стали алкоголиками, лишились здоровья, семей.

Поделиться
Комментарии