Аргументов хватает и у тех, кто выступает за более тесное сотрудничество стран ЕС в борьбе с джихадистами (а также в разрешении миграционного кризиса, хотя это и не связанные напрямую темы), так и у тех, кто, например, хотел бы восстановления контроля на внутренних границах Евросоюза, то есть фактической отмены Шенгена.

Впрочем, эксперты, к которым обратилась Русская служба Би-би-си, полагают, что непосредственно теракты в Брюсселе и Париже подталкивают страны и правоохранительные органы ЕС только к более тесному сотрудничеству, а никак не к большей изоляции.


Марко Михкельсон, председатель комитета по вопросам ЕС парламента Эстонии

И нынешние брюссельские теракты, и нападения в Париже, до того в Мадриде и Лондоне — всё это на самом деле указывает на то, что перед нами — трансграничная угроза, угроза, не признающая границ между государствами.

Предполагать, что с этой угрозой могут справиться отдельные государства поодиночке — я не вижу в этом логики. Скорее, эти события подталкивают государства Евросоюза к совместным действиям, к совместной борьбе против угрозы терроризма — будь то совместная охрана внешних границ, действия где-то за пределами ЕС или, в конце концов, обмен информацией и улучшение координации действий контрразведки.

Я не вижу, чтобы брюссельские акции, как и более ранние теракты, каким-то образом раскалывали Евросоюз.

Но если страны Европы не будут взаимодействовать, если дадут всевозможным террористическим группировкам и ячейкам активно действовать, то это, возможно, в политическом контексте увеличит популярность тех, кто предлагает простые решения.

То есть, если переформулировать вопрос: влияет ли на Евросоюз кризис с беженцами, то да, скорей этот кризис больше влияет на единство Европы, чем эти теракты. Хотя их в определенном смысле можно рассматривать вместе или параллельно.

Ольга Потёмкина, глава отдела исследований европейской интеграции Института Европы РАН

Мне кажется, последние события в Брюсселе — об этом говорил и британский премьер Дэвид Кэмерон в интервью — как раз говорят о том, что антитеррористическое сотрудничество должно быть более углублённым.

Основа такого сотрудничества — это беспрепятственный обмен информацией. Усовершенствование информационных систем в Европейском союзе, которые дублируют друг друга, более тесное сотрудничество государств-членов ЕС с Европолом, Евроюстом, между собой. Потому что во всех случаях получалось, что когда террористы действовали на территории какой-то страны (с территории другой), то власти этой страны были не очень в курсе — это было и в Париже, и после брюссельских терактов.

Так что последние события должны поставить государства перед фактом, что здесь нужно углубление интеграции.

Тем более, после того как появился феномен "джихадистов-путешественников", которые ездят в горячие точки, в частности, в Сирию и возвращаются обратно в Европу, террористическая угроза стала актуальна не только для стран, которые с ней традиционно сталкиваются, но и для всех остальных государств.

Я вот только сейчас из Будапешта: там тоже полиции нагнали на улицы и в метро в очень большом количестве.

Вообще степень интеграции и сотрудничества уже была повышена после серии терактов в Париже. Там принимается новое законодательство, новые инструменты — это всегда начинают обсуждать после какого-то происшествия, а потом вроде всё стихает, и эти инициативы как-то глохнут.

Но сейчас, насколько я знаю, и так называемый европейский PNR — законодательство о доступе к данным авиапассажиров скоро будет введено в действие, Европейский парламент снял блокировку, и новые директивы о терроризме, о введении уголовной ответственности за вербовку, использование соцсетей и так далее — они сейчас, ещё после парижских актов интенсифицировали работу. Это всё долго очень принимается, но сейчас, думаю, многое пойдёт в ход. И Европол получает больше полномочий.

Так что, как раз в отличие от позиций по миграционной политике, в части противодействия терроризму особых противоречий нет, и всё более менее движется к углублению сотрудничества.

Поделиться
Комментарии