В истории Латвии это фактически первый случай, когда президент страны обращается к представителям нацменьшинств посредством книги.

Перевела книгу на русский журналист Александра Глухих.

Тираж 517-страничного издания — 2000 экземпляров. По одному экземпляру подарят всем латвийским школам и библиотекам.

”С помощью этой книги я хочу сломать стену недоверия и непонимания, которая иногда по-прежнему вырастает между нами, — объясняет Валдис Затлерс. — Моя вторая цель — поддержать самосознание латвийского народа, напомнить, какую роль государство играет в жизни каждого человека, зачем нужны гимн и флаг, что каждый из нас может сделать во благо своей страны. Для русскоязычных Латвии такие понятия, как самосознание и принадлежность к государству, не менее актуальны, чем для латышей. Мы видим, что происходит на Украине и в Сирии, и в этот момент нам как никогда важно быть вместе, а не сторониться друг друга”.

Отрывки из книги

Описывая свои первые зарубежные визиты, Затлерс вспоминает: "В любой стране первые зарубежные визиты новоизбранного президента − символические, они указывают на приоритеты внешней политики и иерархию геополитической ориентации. Это характерно и для Латвии. (…) Здесь появляется небольшая проблема. Куда сначала ехать − в Литву или Эстонию? Литовцы − наш братский народ не в переносном, а в прямом смысле. Многим знакомо это странное ощущение, когда первый раз приезжаешь в соседнее государство и читаешь надписи на литовском языке — parduotuve, pienas (по-латышски pārdot − продавать, piens − молоко). Он кажется таким близким, знакомым и даже понятным! В свою очередь, нас с Эстонией связывает история, проведенные вместе века в составе Ливонии и позднее − в составе Лифляндской губернии Российской империи.

Решил сначала поехать в Эстонию. Был четверг, 12 июля. По пути в Таллин мы остановились в Айнажи − в маленьком, дружелюбном городке. Но что сказать местным? Сегодня помню только то, что сказал: ”Приветствую, это моя первая встреча с людьми в статусе президента”. Меня спросили: ”Почему именно к нам, в Айнажи?” Я ответил, смеясь: ”Потому что первая буква алфавита − А!”

Я еще особенно не знал протокольного порядка, как происходят подобные встречи президента с людьми. В Айнажском музее девушка из государственного протокола дала мне коробочку с подарком, который нужно было вручить мэру города, однако не сказала, что находится в коробке. Я как-то справился с этой неловкой ситуацией, потому что за словом в карман лез я редко. Однако я злился на девушку, которая не сказала мне заранее, что же на самом деле я дарю. В дальнейшем я уже знал, чего от меня ожидают, что в какое место и время нужно надевать и какие подарки дарит президент.

Перед визитом в Эстонию меня предупредили, что президент соседней страны Ильвес популярен в народе и любим журналистами, но в то же время − спесив и высокомерен. Однако уже с первого момента у меня с Ильвесом наладился хороший контакт. Он оказался простым и сердечным человеком, который мне, новичку, всячески старался помочь. Когда вместе вышли из Кадриоргского дворца, чтобы встретиться с журналистами, у меня не возникло проблем с тем, что вопросы задавались на английском, но я не очень понимал, что в такие моменты вообще нужно говорить президентам.

Когда был задан вопрос о возможности в будущем сработаться с ”противоречиво оцениваемым” Затлерсом, Ильвес ответил резко и определенно: ”Латвия сама выбирает своих президентов, и этот президент − хороший! Я не вижу причин для каких-либо сомнений”.

Вечером того же дня я вернулся в Ригу и уже на следующее утро отправился в столицу Литвы Вильнюс. Несмотря на то, что поездка выпала на пятницу, 13 июля, визит удался на славу. А иначе и быть не могло, потому что мы же оба Валдисы (я − Валдис Затлерс, он − Валдас Адамкус). Небольшое замешательство случилось из-за перевода моей фамилии и того, как она правильно должна писаться по-литовски: Затлерас или Затлерис. В итоге решили в пользу Затлерис. Нераздельные симпатии соседей я получил, сказав на пресс-конференции на литовском языке: Laba diena, braliukas! (”Добрый день, братья!”, перевод с литовского). Встреча была очень сердечной, я все еще помню слова Адамкуса при расставании: ”Когда ты мне позвонишь, мы встретимся при первой же возможности!”

Президент ЭР — о Затлерсе

В книгу включена глава, которую написал президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес. Называется она "Ломая барьеры". Оригинал был написан на английском языке.

Томас Хендрик Ильвес, президент Эстонии:

”Оглядываясь на годы своего президентства, я с особой теплотой вспоминаю дни, проведенные с Валдисом Затлерсом. Это было время, когда Эстония и Латвия особенно сблизились, когда, присоединяясь к Шенгенской зоне, мы ломали границы и барьеры, которые мы установили несколько десятилетий назад, чтобы доказать, что наши страны снова независимы. Одним словом, это было время, когда мы достигли зрелости. Президентство Валдиса Затлерса было временем нашего взросления. Перед нами встала необходимость более сложного выбора, чем просто доказывать, что мы существуем.

Мы увидели, что упрощенных подходов в разных сферах жизни современного государства — в политике, бизнесе, дипломатии, − которых мы придерживались в первые годы восстановления нашей независимости, теперь уже недостаточно. Мы осознали, что во время экономического кризиса благосостояние не обязательно приходит от получения чужих денег в долг, хотя в Европе многие этого еще не поняли. Это те барьеры, которые Валдис Затлерс и я, Латвия и Эстония, вместе смогли преодолеть − соблазн придерживаться упрощенных решений.

Валдис Затлерс всегда восхищал меня, особенно своими принципиальными позициями. Будь то вопросы внутренней или внешней политики, он часто выбирал, в моем понимании, самые сложные пути. Когда он видит несправедливость, угрозу для норм закона в своей стране или на международной арене, он не боится занять жесткую позицию.

Во время нашего президентства Валдис Затлерс и я обращали внимание на те страны, чей путь развития был менее успешен, чем у нас, где в 1991 году лидеры не принимали таких решений, как в Латвии и Эстонии, а только пересаживали свою номенклатуру с ”Волг” на ”Мерседесы”. Выбор, сделанный в прошлом, как призрак, преследует эти страны по сей день, и даже больше − он напоминает о себе также нам. Отказ взять курс на Европу, отсутствие в лидерах смелости начать серьезные реформы привело эти страны к отставанию, возможно, даже безнадежному. Затлерс − один из тех европейских лидеров, кто взял на себя тяжелую задачу вернуть эти страны на путь успешного развития.

Для меня самым ярким воспоминанием о президентстве Валдиса Затлерса останется тот холодный, солнечный декабрьский день 2007 года, когда каждый из нас приехал в приграничный город между Эстонией и Латвией − Валгу/Валку, чтобы снести пограничные преграды. Мы начали свою прогулку в Эстонии, а затем направились через границу в Латвию. Без паспортов в кармане, без препятствий. Таким и должен быть путь между двумя нашими странами”.

Поделиться
Комментарии