Яна Тоом — о ТОПе самых влиятельных: авторы рейтинга польстили не только мне
В понедельник увидел свет рейтинг самых влиятельных политиков Эстонии 2015 по версии Delfi и Eesti Päevaleht. Четвертое место в нем заняла депутат Европарламента Яна Тоом (Центристская партия). Политик рассказала Delfi, что она думает об этом рейтинге и своем месте в нем.
(Ответы были получены по электронной почте, ремарки — Яны Тоом)
Что вы думаете об этом рейтинге?
Думаю, он заслуживает того, чтобы занять достойное место где-то посередине между политической аналитикой и гороскопом. Судя по тому, что вчера в пять вечера в аэропорту я не смогла купить Eesti Päevaleht, все же ближе к гороскопу.
Что вы думаете о своем месте в нем?
Первая мысль: черт, какая я крутая. Вторая (голосом покойного Марка Левина): "Янка, помни, лесть не бывает грубой". По зрелом размышлении эта вторая мысль возобладала. Причем я думаю, что авторы рейтинга польстили не только мне.
Удивились ли вы?
Отчасти. Я отдаю себе отчет, насколько весом мой мандат и какие надежды люди связывают с моей работой, так что присутствие в списке неудивительно. Что меня действительно удивило, это методика расчетов. Мне, в частности, непонятно, каким образом сумма пожертвований в партийную кассу прибавляет политику авторитета. Мы что, говорим о политической коррупции? Или результаты поиска в Google: что именно и где искали? На каком языке? И вообще, о влиянии на кого и на что конкретно мы говорим?
Если речь о формировании политической повестки дня, здесь первым номером бесспорно будет Эдгар Сависаар — как лидер крупнейшей оппозиционной партии, которая во многом эту повестку диктует. Тем более на фоне правительства, которое этого как раз таки и не делает. (Кстати, цифры в первой и пятой графах таблицы это подтверждают — максимально возможное число баллов "общественное мнение" и "результаты голосования" именно у Сависаара).
Или другой пример — Тоомас Хендрик Ильвес. Которому по чину не положено а) жертвовать деньги политическим партиям б) баллотироваться на выборах в) входить в правления партий или советы целевых учреждений. Во всех этих графах напротив его фамилии стоит ноль. Между тем лидер списка — Марью Лауристин — обходит президента именно за счет названных позиций. Ей бы еще право решать, кто формирует правительство, право провозглашать законы и право роспуска парламента (то есть все те возможности Ильвеса, которым в таблице места не нашлось) — и была бы не Марью Лауристин, а Царь-пушка. А так она просто номер один, а чемпион соцсетей Ильвес остается на почетном четырнадцатом месте.
Одним словом, вопросов так много, что это мешает принять результаты исследования на веру. Хотя тут есть и плюс: нам всем показали слабые места.
Одни из первых мест в ТОПе — у русскоязычных политиков. Прокомментируйте, пожалуйста, это.
Я бы лучше задалась вопросом, почему в двадцатке всего два русских политика. Но это тема отдельной статьи, которую я непременно еще напишу.