Этот избирательный вирусный гепатит
За последние годы в Эстонии «новым трендом», если можно так сказать о заболеваниях, стало распространение вируса гепатита С с генотипом 1А. Если раньше эта форма была присуща в основном Америке, сейчас врачи наблюдают ее и у нас, особенно среди больных с ВИЧ-инфекцией. Рассказывает гастроэнтеролог Бенно МАРГУС.
По большому счету, усилия специалистов сосредоточены на трех группах вирусных заболеваний печени - это вирус гепатита А, вирус гепатита В и вирус гепатита С.
Первый — вирус гепатита А, или болезнь грязных рук, - не приводит к хроническому течению. Дело ограничивается острой инфекцией, после которой человек выздоравливает и приобретает иммунитет от вируса гепатита А.
Что касается вируса гепатита В, на сегодняшний день эта инфекция встречается в Эстонии не столь часто. Сказываются государственные меры. У нас уже много лет действует всеобщая кампания вакцинации, начиная с роддома, где делается первая инъекция вакцины. Тем, кто не вакцинировался в роддоме, по исполнении 13 лет делают прививку в школе. На данный момент все лица в возрасте до 28 лет должны быть вакцинированы. Есть, конечно, люди, которые отказываются от вакцинирования, так что прорехи всегда остаются, но большинство молодого населения благодаря вакцинации уже имеет против вируса гепатита В стойкий иммунитет.
Инфекция из подконтрольных
Вирус гепатита В, подобно вирусу гепатита А, если попадает в организм, то
часто тот сам с ним справляется, и заболевание не переходит в хроническое состояние. В 90-95% случаев организм, освободившись от вируса, также приобретает иммунитет против него. Однако небольшому числу инфицированных может грозить хроническая форма болезни. Бороться с ней достаточно трудно, потому что в мире еще не придумано препарата, который был бы способен вывести вирус из организма. Есть лекарства, с помощью которых удается предотвратить его размножение и держать концентрацию в организме на низком уровне. Благодаря этому вирус уже не представляет для человека особого риска — разумеется, при условии, что пациент проходит систематическое лечение, приходит на контроль и постоянно получает очередной рецепт.
Инфекция вируса гепатита В передается через зараженную кровь и незащищенные сексуальные контакты. В первом случае она распространяется путем использования нестерильных инструментов, которыми делают татуировки или пирсинг, прокалывают уши. Значительную часть зараженных составляют наркозависимые, использующие чужие шприцы. Острая инфекция гепатита В по своей симптоматике похожа на желтуху. Немаловажно то, что, хотя вирус гепатита В (в отличие типа А) не передается бытовым путем, в случае заражения одного члена семьи врачи рекомендуют проконтролироваться и близким родственникам — мужу/жене. Мало ли что: один из них воспользовался бритвой с остатками крови другого или мог пораниться побывавшим в руках у супруга ножом...
Исключая хроническую форму
Очень хитрая болезнь, которая обычно не дает никаких острых симптомов, — вирус гепатита С. Человек может заразиться и жить достаточно долго, даже не подозревая об этом, пока не разовьется хроническая форма заболевания. От 15% до 40% пациентам удается освободиться от вируса самостоятельно, но у остальных неизбежно развитие хронического течения болезни. Поначалу она не дает никаких симптомов, у человека будто и нет никакого повода беспокоиться вплоть до тех пор, пока спустя 20 лет у него не диагностируют уже цирроз печени. Такова закономерность развития: сначала воспаление, позднее фиброз печени и его развитие: первая, вторая, третья степень и, наконец, цирроз.
К счастью, такая схема действует далеко не у всех, но затрагивает 20-30% тех, у кого развилась хроническая инфекция. Хотя практически невозможно определить или предсказать, у кого разовьется цирроз, а у кого нет. Некоторый прогноз могут дать сопутствующие факторы. Если есть ко-инфекция, то есть сочетание с инфекцией гепатита В, ВИЧ, если имеется ожирение организма, алкоголизм - присутствие таких факторов увеличивает вероятность развития цирроза печени. К примеру, при ко-инфекции с гепатитом В есть вероятность, что цирроз разовьется быстрее: не через 20, а через 10 лет.
Однако у 70-75% пациентов с хронической инфекцией гепатита С цирроз печени не развивается.
Не подозревая себя носителем инфекции, человек в то же время может представлять опасность для окружающих в непредвиденных случаях (например, драка с ранением, инфицированный нож в руках). Что касается сексуального риска, в передаче вируса гепатита С он гораздо ниже, чем при гепатите В. Конечно, риск возрастает, если у человека много партнеров, если практикуются своеобразные техники секса.
Лекарства имеются. Нет средств
Возможности вакцинироваться против вируса гепатита С сегодня не существует. Однако этот вирус - единственный в своем роде, который можно заставить покинуть организм при воздействии на него медикаментозно. Есть лекарства, например, для лечения вируса герпеса или вируса гриппа, но они не способны вывести инфекцию из организма, а просто избавляют его от острой фазы заражения. Вирус герпеса остается в организме навсегда, тогда как от вируса гепатита С с использованием лекарств удается избавить организм полностью.
Во всяком случае, как свидетельствует д-р Маргус, в мире есть довольно много хороших лекарств, благодаря которым с этой болезнью справляются в 95-97% случаев. Некоторые из действенных препаратов имеются в Эстонии, они эффективны при лечении вируса гепатита С даже при наличии цирроза. Проблема, однако, в их высокой стоимости, и больничная касса пока что не берется их финансировать.
У вируса гепатита С есть различные генотипы. В Эстонии 70% инфицированных — носители генотипа 1В. В его лечении, как правило, используют три препарата: дополнительно к интерферону в иъекциях пациенты получают лекарства в таблетках нового поколения.
При развитии фазы цирроза, однако, интерфероновое лечение прекращается из-за его непереносимости. «Мы можем, - говорит д-р Маргус, - совсем не использовать интерферон с его побочными явлениями. Такие лекарства на рынке Эстонии уже есть, но лечение их обходится дорого. Что касается simeprevir или botseprevir - тройного лечения на базе интерферона, то оно компенсируется только тем больным, у которых диагностирован выраженный фиброз или цирроз печени».
Для больных гепатитом вируса С с генотипом 2 и 3 у нас применяется только интерфероновое лечение, хотя в мире есть лекарства нового поколения, исключающие его необходимость. В Эстонии, правда, нет компании, которая взялась бы поставлять эти лекарства.
Врачам известно, что инфицированных в стране достаточно много, но среди них много невыявленных лиц. Очевидно, должна быть разработана программа по выявлению, но в таком случае понадобится много лекарств, чтобы можно было ими обеспечить всех пациентов. На сегодня лишь один человек на всю Эстонию смог позволить себе современное лечение за счет самофинансиврования.