Репинский: планы по скотомогильнику в Причудье скрыли и от населения, и от депутатов
”Власти Эстонии наплевали на интересы жителей Причудья”, — заявил мэр города Муствеэ Макс Каур, комментируя решение Тоомпеа организовать на прилегающей к Чудскому озеру территории могильник для животных, забитых из-за заражения свирепствующей в Эстонии африканской свиной чумы”, — говорится в пресс-сообщении мэрии Муствеэ.
Макс Каур возмущен тем, что никакого обсуждения по выбору места для захоронения, с представителями местной власти и населением не проводилось. Корреспондент Delfi обратился к представителю законодательной власти — депутату парламента центристу Мартину Репинскому, члену парламентской комиссии по вопросам сельской жизни, а также предпринимателю, который сам работает в животноводческой сфере, с просьбой прокомментировать утверждение руководителя Причудского города.
Мэр Муствеэ обвинил власть в наплевательском отношении к жителям Причудья. Вы — представитель власти. Что думаете об этом утверждении?
Думаю, что мэр Муствеэ прав! Свиная чума в Эстонии появилась ”всего” год назад, и пришла она сюда из Латвии, где была обнаружена более двух лет назад. За все это время на фермах Латвии было истреблено 600 свиней, а у нас — за один год более 15 тысяч. Это говорит о том, что решения правительства в этой ситуации были абсолютно неправильными. В Латвии, когда пришла чума, усилили отстрел диких кабанов — основных разносчиков болезни.
В Эстонии же решили быть оригинальными: запретили коллективную охоту, охоту с собаками, аргументируя тем, что усиленный отстрел может заставить кабанов срываться с мест, мигрировать. Стали диких свиней держать локально, подкармливать, однако чума разошлась по всей Эстонии, особенно по Южной Эстонии, где сейчас, по словам местных жителей, в лесах валяются трупы кабанов, источая вонь и привлекая мух, а также диких животных.
Вы обеспокоились утилизацией трупов зараженных животных. В связи с чем?
По правилам, на ферме, где находят хоть одну больную свинью, все поголовье обязательно уничтожается. И на такую ферму разрешается вновь завозить свиней после полной дезинфекции по прошествии двух лет. И таких ферм становится все больше и больше. Каждую неделю обнаруживают по нескольку случаев заражения. Когда беда постучалась в ворота, завод в Ляэне-Вирумаа, где утилизируют этих животных, перестал справляться с объемом работы, и тогда решили эти трупы закапывать.
Первое захоронение сделали в Южной Эстонии, а новое захоронение решили осуществлять на свалке Торма в пяти километрах от Муствее, фактически, рядом с Чудским озером. Сюда определили порядка трех тысяч туш, каждая в среднем по 300 килограммов. Буквально через несколько дней эти свиньи всплыли на поверхность каким-то образом. Позже генеральный директор ветеринарно-продуктового департамента будет объяснять, что последние партии закапывались в спешке, вечером, когда уже стемнело.
Какие-то меры были приняты?
Какие меры?! Поехали и заново их закопали. Местное население не известили. Люди в шоке, говорят, мол, если бы знали, что такое будет происходить, они бы там не стали жить.
Есть ли какое-то объяснение тому, что свиньи дохнут, в основном, в Южной Эстонии, а захоронение решили производить не там, а именно в 5 километрах от Чудского озера, рядом с Муствеэ?
Я хочу отметить, что когда парламентская комиссия по сельской жизни обсуждала эту проблему, то и от нее скрыли намерение закапывать трупы зараженных свиней. На комиссии об этом вообще речи не было. Так что исполнительная власть, действительно, наплевала не только на местных жителей, но и на парламент — законодательную власть. А потом объяснили планы тем, что там, в Причудье, есть, дескать, масштабная свалка, поэтому решили зараженных животных закапывать именно там. Ветеринарно-продуктовый департамент объяснил, что такое решение они принимали совместно с Министерством окружающей среды. Моя коллега, заместитель председателя парламентской комиссии по сельской жизни Сирет Котка, когда на фермах появились первые вспышки свиной чумы, созвала внеочередное заседание. И на этом заседании ни слова, ни полслова не было сказано о том, что животных будут хоронить в землю. Нас никто даже не спросил, все решалось на уровне правительства.
Сразу хочется спросить: в Эстонии свинина — любимое мясо. Что ж население будет кушать?
Так в Эстонию уже давно примерно 50 процентов свинины завозится из заграницы. Например, в Латвии фермеры получают немалые дотации на свиней. У нас же дотаций вообще нет. Естественно, в Латвии себестоимость мяса ниже.
И что вы считаете необходимо делать с этим кладбищем зараженных чумой свиных туш в Причудье?
Прежде всего, необходимо срочно усиливать меры по защите ферм от заболевания животных, а также — охране окружавшей среды. Еще год назад фермеры говорили, что государство должно присутствовать и помогать маленьким фермам. Большие хозяйства сами могут изыскать средства, а хуторянин, у которого имеются пять-шесть свиней, не сможет обеспечить себя теми же средствами, как большое хозяйство. Государство же в ответ выписывало им предписания, рассылало свои требования. И все. А, если думать и действовать профессионально, то эти захоронения ни в коем случае нельзя оставлять, так как это чревато большой бедой. Понятно, что завод по утилизации перегружен, но необходимо все расписать по графику, ежедневно отвозить туда определенное количество животных на утилизацию.
А министр окружающей среды Марко Померанц что думает по этому вопросу?
А министерство считает, что такой могильник для окружающей среды не представляет никакой опасности.