Журнал "Дипломатия": Крепость Венгрия
На этой неделе Венгрия начала строить стену на границе с Сербией, дабы лучше бороться с нелегальной иммиграцией. На границе протяжённостью в 175 км должна быть возведена четырёхметровая стена на тех восьми участках, которые, по словам правительства Венгрии, являются наиболее популярными среди иммигрантов.
Прежде чем начинать анализировать этические и исторические аспекты решения Венгрии, следует сказать, что Венгрия не выдумала проблему иммиграции. В этом году в Венгрию прибыли 80 000 иммигрантов, многие из которых, впрочем, отправились дальше в Германию или Швецию. В прошлом же году в Венгрию приехало около 43 000 иммигрантов, так что за полгода их число возросло почти в два раза. Иммигранты в основном прибывают из стран, пострадавших от войны, — Афганистана, Сирии и Ирака.
В минувшем году Европейский союз отмечал 25-летнюю годовщину падения Берлинской стены. 9 ноября 1989 года была символически прекращена холодная война, когда люди прорвались через стену, которая свыше четверти века разделяла Берлин. Но возможно менее известен тот факт, что Берлинская стена стала протекать намного раньше. А именно, весной-летом 1989 года Венгрия открыла свою границу таким образом, чтобы немцы из Восточной Германии могли бы через Австрию попасть в Западную Германию. Решение Венгрии открыть границу с западным миром на самом деле сделало падение Берлинской стены неизбежным.
Сейчас же именно Венгрия является той страной, которая строит в Европе новые стены. За 25 лет ситуация в Европе очень сильно изменилась. Можно даже сказать, что ещё 10 лет назад, когда произошло большое расширение Европейского союза, мысль о стенах показалась бы неуместной. Уже тогда мир жил под сенью последствий 11 сентября 2001 и войны в Ираке в 2003. К 2015 году к этому добавились в большинстве своём провалившиеся революции в арабских странах и растущая угроза террористической организации ”Исламское государство”. Число беженцев за несколько лет увеличилось многократно.
Естественно, что разница с 1989 годом заключается ещё и в том, что восточные немцы перебрались к своим западным сородичам и успешно интегрировались. Объединение двух Германий, пусть и болезненное, всё же не вызвало в западном обществе такого напряжения, как мусульманские общины. Последующее переселение из Восточной Европы в Западню тоже стало безболезненным процессом.
Кажется, что в каком-то смысле решение Венгрии построить стену работает против нынешней политики страны, ведь Венгрия активно поддерживала тех венгров, которые живут за рубежом. Как известно, после Первой мировой войны Венгрия потеряла две третьих своей территории и 3,3 миллиона венгров обнаружили, что они живут за пределами Венгрии. В Сербии проживает около четверти миллиона венгров, и нет сомнений, что возникшая стена и вместе с ней ужесточение пограничного контроля станут препятствиями в общении сербских венгров с Венгрией. Однако кажется, что угроза иммигрантов перевешивает другие обстоятельства.
Прежде всего решение Венгрии построить стену означает, что солидарность в Европе начинает угасать. Каждая страна сама занимается теми проблемами, которые лучше бы решать на общеевропейском уровне. Венгерская стена не остановит приток иммигрантов в Европу, а только добавит минусов Будапешту, который и без того предстаёт в неприглядном свете. Стоит также напомнить, что после того, как советские танки в 1956 году подавили восстание в Венгрии, Европа приняла сотни тысяч венгерских беженцев. 20 000 из них прибыли в Югославию, частью которой была и нынешняя Сербия. История повторяется, но наоборот и в виде фарса.
Текст публикуется в рамках сотрудничества портала Delfi и журнала Diplomaatia.
Оригинал текст — здесь.