Почему Еврокомиссия предложила разделить беженцев на основании квот?
Поскольку тема, которая была на повестке дня во внутренней политике многих стран Европы десятки лет, для Эстонии настолько же чужда, как, к примеру, выращивание оливок, она, конечно же, вызывает много вопросов. Хотелось бы ответить на некоторые из них.
Один из часто задаваемых вопросов — есть ли у Еврокомиссии право вообще что-то указывать странам ЕС? Нет, этого никто и не делал. После того как в апреле в Средиземном море утонули почти 800 человек, главы правительств стран Евросоюза провели экстренное заседание и поставили перед Европейской комиссией задачу быстро найти решение ситуации. Что Еврокомиссия и сделала.
Теперь у глав стран Евросоюза есть возможность решить, согласны ли они с предложенными вариантами. Для принятия предложений, в том числе и квот, поддержку должны выразить 16 из 28 стран, и эти страны должны представлять минимум 65% населения Евросоюза. Однако есть вероятность, что предложения провалятся, и ничего не изменится. Либо страны в сотрудничестве найдут какое-то другое решение.
Также постоянно спрашивают и о том, почему Еврокомиссия сделала предложение разделить беженцев на основании квот. А по той простой причине, что в последние пять лет 11 стран ЕС (в том числе и Эстония) добровольно не приняли ни одного беженца, поэтому стало ясно — принцип добровольности просто не сработал.
Также спрашивают еще вот о чем: если Эстония беженцев не примет, то в наказание будут заморожены наши евродотации? Эти разговоры вообще ни на чем не основаны. Правда же заключается в том, что Еврокомиссия, рекомендуя принять 20 000 беженцев и 40 000 ходатайствующих об убежище из Италии и Греции, предлагет странам-членам и дотации.
Между странами ЕС действует не принцип наказаний, а политическая солидарность. Один депутат Рийгикогу мне напомнил, что с января по апрель балтийское небо патрулировали итальянские истребители. На защиту Эстонии под флагом НАТО у итальянских налогоплательщиков ушла приличная сумма. Теперь же попавшая под лавину беженцев Италия ожидает, что Эстония поможет облегчить ситуацию под флагом ЕС.