Сейчас то же самое происходит с Непалом. Окончательные последствия первого землетрясения, унесшего на данный момент свыше 4000 человеческих жизней (число погибших возросло — Э.Б.), еще не ясны, однако премьер-министр Непала Сушил Коирала уже говорил о 10 000 возможных погибших. По первоначальной оценке ООН, катастрофа повлияла на жизни восьми миллионов человек. Свыше 1,4 миллиона человек, то есть больше, чем живет в Эстонии, нуждаются в продовольственной помощи. Согласно детскому фонду ООН ЮНИСЕФ, последствия землетрясения затронули один миллион детей. Всего в Непале около 27 миллионов жителей, то есть катастрофа затронула значительную часть населения страны.

По состоянию на 28 апреля, Европейский союз сообщил о выделении Непалу финансовой помощи в размере трех миллионов евро. К этой сумме добавляются также отдельные взносы стран-членов. Ясно, что три миллиона евро — это мало, однако Евросоюз подчеркнул, что речь идет о первоначальной помощи. Европейский союз использует для оказания помощи механизм гражданской обороны, что помогает объединить ресурсы стран-членов и таким образом более согласованно поспешить на помощь нуждающимся в ней людям.

У Европейского союза в данный момент есть и другие заботы — становящаяся все более вопиющей проблема беженцев и поддержка Украины в контексте агрессии со стороны России. Помощь Непалу все же не подразумевала больших политических решений, по сути помощь пришла автоматически. Однако проблема заключается в том, какую точно помощь нужно оказывать и как обеспечить, чтобы эта помощь дошла бы до пострадавших.

"Конкурс красоты" во время оказания помощи означал бы PR-кампанию. Европейскому союзу, равно как и другим международным организациям или странам, не следует делать из помощи Непалу коммуникационный спектакль. В то же время, конечно, нужно информировать общественность о том, какая помощь предоставляется и как обычные граждане могли бы помочь нуждающимся.

Статья в британской газете The Guardian напоминает тем, кто оказывает помощь, что сама помощь не сводится к личности помогающего. Оказание помощи не означает, что нужно немедленно мчаться в кризисный регион, но прежде всего стоит связаться с каким-нибудь спасательным учреждением, которое лучше знает, что именно необходимо. Также не стоит помогать вещами, поскольку в кризисном регионе их трудно распределять. Проще всего выделить деньги спасательным учреждениям.

Статья напоминает, пожалуй, о самом главном — помощь должна быть рассчитана на длительный срок, то есть отвечать на вопрос, как заново развивать кризисный регион. Очевидно, это проблема, которая в будущем коснется и Непала. Ясно, что прежде всего пострадавшие нуждаются в быстрой помощи, а серьезное изменение ситуации уже предполагает наличие планирования и больших ресурсов. Поэтому можно предположить, что выделенные Европейским союзом три миллиона евро не станут последними.

Доставка помощи на место стала в Непале проблемой. Аэропорт столицы государства Катманду — единственный международный аэропорт в стране, который тоже пострадал от землетрясения. Спасательная команда из Финляндии не получила во вторник разрешения на посадку в Катманду, из-за чего была отменена и отправка в Непал эстонских спасателей, которые должны были лететь вместе с финнами. Однако у Эстонии, разумеется, будет возможность внести свой вклад через Европейский союз, Всемирную организацию здравоохранения или ООН. Прежде всего всё же следует думать о пострадавших, а уж потом — о себе.

Текст публикуется в рамках сотрудничества портала Delfi и журнала Diplomaatia.

Поделиться
Комментарии