Более сдержанная и продуманная предвыборная кампания показала зрелость эстонского общества и демократии - избирателям, уставшим от экономического кризиса, больше нельзя было продать обещание о попадание в ряды пяти самых богатых стран Европы или о потоке денег в виде пособий и роста зарплат.

Дыхание экономического кризиса особенно сильно ощутили коалиционные партнеры - Партия реформ и Союз Отечества и Res Publica, программы которых не включали ни одного конкретного предложения с цифрами. Партии скорее пытались говорить о снижении расходов людей и общих ценностях.

След кризиса в кампаниях и предвыборных обещаниях

Даже оппозиционные социал-демократы и центристы в общем избегали обещаний о появлении больших денег, но все же обозначили несколько конкретных, хоть и без четкого покрытия, денежных предложений.

Из парламентских партий также пошли на выборы Народный союз и Партия зеленых Эстонии, популярность которых упала ниже избирательной квоты, что пытались компенсировать с помощью популистских обещаний, таких как сокращение состава парламента до 51 члена или универсальная зарплата гражданина.

Выборы в Рийгикогу 2011 года были первыми парламентскими выборами в Эстонии, когда бюджеты на кампании партий снизились по сравнению с предыдущими выборами. Если Центристская партия в 2007 году потратила 41 миллион крон, т.е. около 2,6 млн евро, то в 2011 году она задекларировала расход в размере всего лишь 497 354 евро.

Такое же снижение расходов на кампанию можно было увидеть и у других парламентских партий. Самую дорогую кампанию провел Союз Отечества и Res Publica, она обошлась в 1,46 евро. Расходы на кампанию Партии реформ составили 1,25 млн евро, а Социал-демократической партии - 730 000 евро.

Дебют выборов в социальных сетях

Характерной чертой предвыборной кампании стало то, что политики впервые сосредоточились на социальных сетях, что было связано в первую очередь с тремя факторами. Во-первых, во время активного периода кампаний действовал запрет на внешнюю рекламу. В результате этого партии должны были искать альтернативные каналы.

Во-вторых, телереклама в крупных масштабах была партиям не по карману, и в-третьих, влияние оказало увеличение числа интернет-пользователей и рост популярности электронных выборов. Рекламной платформой кандидатов партий стали блоги с общим дизайном, в социальных сетях проводили опросы и розыгрыши, участвуя в которых можно было выиграть даже iPad.

Параллельно с социальными сетями выросла популярность встреч с избирателями на улице или на дому. Прямое общение как более дешевый способ ведения кампании пошло на пользу как политикам, которые делали первые политические шаги, так и политическим звездам, и многие избиратели, открыв дверь на стук, могли увидеть на пороге известных депутатов Рийгикогу.

Оппозиционные партии более смело давали обещания, чем коалиционные

В плане предвыборных обещаний кардинально отличались друг от друга коалиционные и оппозиционные партии. Основными обещаниями Союза Отечества и Res Publica, лозунг которого звучал как "Твоя уверенная победа!", были введение бесплатного высшего образования и уменьшение коммунальных расходов. К тому же они хотели ввести родительскую пенсию. Если обещание о снижении коммунальных расходов в годы последовавшего экономического роста превратилось в объект насмешек, то систему бесплатного высшего образования и родительскую пенсию IRL в течение следующих трех лет удалось узаконить.

Программа Партии реформ не включала ни одного конкретного денежного обещания. Хотя партия подчеркивала дальнейший рост пенсий и хотела снизить налоги на рабочую силу и ставку подоходного налога, ее программа все же была в первую очередь основана на ценностях, и, как и предвыборный лозунг, пыталась дать избирателям чувство уверенности и стабильность. В связи с этим логичным были и предвыборный лозунг - "Можешь быть уверен!".

Предвыборные платформы оппозиционеров, центристов и социал-демократов, были более смелыми. Социал-демократы, сменившие председателя партии непосредственно перед выборами, обещали уменьшить стоимость покупательской корзины, снизив налог с оборота на продукты питания с 20 процентов до пяти. Также они намеревались увеличить детское пособие с 19 до 60 евро.

Для финансирования обещаний они хотели ввести налог на машину и снизить потолок родительской зарплаты. Молодым избирателям социал-демократы обещали студенческую зарплату в размере 130 евро, к которой за хорошие результаты в учебе добавлялось бы 65 евро. Рост показателей популярности, начавшийся со сменой председателя партии, и большое количество избирателей, оказавшихся в экономических сложностях, дали почву для лозунга "Новое начало".

Центристская партия, у которой был короткий, довольно гениальный и запоминающийся предвыборный лозунг "Хватит!", обещала увеличить пособие по безработице и снизить налог с оборота на отопление с 20 процентов до девяти. Конечно же, обещали повысить пенсии, на 35 евро в месяц, и уже четвертые выборы подряд выступали за введение прогрессивного налога. Как свойственно программе оппозиционной партии, предвыборная программа состояла в первую очередь из противопоставления себя партиям власти и их критики.

Какое чувство вызвала у вас эта статья?

Радость
Удивлени
Интерес
Никакое
Грусть
Злость
Поделиться
Комментарии