"Русская школа Эстонии" предлагает создать сеть воскресных школ для изучения эстонского языка
"14 января министр образования и науки Евгений Осиновский представил план, как повысить уровень получаемых знаний и обучения эстонскому языку в русских школах Эстонии. Примечательно, что на сайте министерства новость была озаглавлена "Государство поможет повысить уровень владения эстонского языка среди русской молодежи". По-русски правильно было бы написать "уровень владения эстонским языком". Но мы указываем на этот факт не для того, чтобы просто обозначить ошибку (со всеми бывает). В данном случае считаем, что эта ошибка отражает суть продолжающегося набега на русские школы", — пишут активисты НКО "Русская школа Эстонии" Андрей Лобов и Юлия Македонская.
"Владения эстонского языка" — вот, что стремятся увеличить. Язык здесь следует понимать как символ, фетиш. На сайте партии Евгений Осиновский пишет на русском языке, что "школа сама должна решать, в какой пропорции преподавать предметы на эстонском и русском языках." Мы согласны с этим высказыванием. При работающем и самостоятельном попечительском совете с этим, наконец замеченным, "правом решать" можно сделать многое. Но в представленных планах снова есть проценты. Проценты детей, которых следует "погрузить" к 2020 году (29%), процент детей, которые "будут" обучаться на эстонском языке в 2020 году (22%). А, значит, вновь очевидна опасность выкручивания школам рук, чтобы те "решали", — продолжают авторы письма.
Как можно избавиться от фетиша "владения языка" и действительно прийти к владению языком, задаются они вопросом. "Что, если перевернуть отношение к русским, на которых стремятся распространить "владение языка", и сосредоточиться на изучении языка? "Переворот" может состоять в том, чтобы создать сеть воскресных школ для изучения эстонского языка. Такие школы могли бы стать площадкой, где мог бы происходить контакт между общинами и проходило бы дополнительное обучение эстонскому языку. Это сэкономило бы средства родителей на репетиторов по остальным предметам (физике, математике, химии и пр.)", — предлагают Лобов и Македонская.
А после 2020 года, по их мнению, можно предложить родителям участвовать в софинансировании воскресных школ эстонского языка, мотивируя это тем, что таким образом сохраняются мир и профессионализм в русских школах и снижается необходимость искать репетиторов по ряду других предметов. Конечно, возможно, придется предлагать решения для малоимущих, но это уже будет разворот в сфере социальной политики.
"Такой подход может не понравиться тем, кто уже комфортно устроился в существующей системе и не хочет видеть выход из нее. Считаем, что дешевле создать воскресные школы для изучения эстонского языка, чем устраивать набеги на русские школы и, например, содержать Языковую инспекцию. Тем же инспекторам можно было бы предложить на деле послужить изучению эстонского языка. В воскресной школе", — предлагают Лобов и Македонская.