Любые попытки общения с украинскими чиновниками на тему возможной частичной ответственности властей за катастрофу малайзийского "Боинга" тщетны. Служба аэронавигационного обслуживания "Украэрорух" рекомендует обратиться за комментариями к правительству. Правительство не реагирует, канцелярия президента Украины игнорирует запрос DW. Сотрудник службы обеспечения безопасности полетов в последний момент отменяет намеченное анонимное интервью.

Лишь один человек готов высказаться на эту тему — бывший руководитель харьковской службы управления воздушным движением Владимир Григорецкий. "В случае с малайзийским "Боингом" нет и не может быть вины украинской авиадиспетчерской службы, — говорит он DW. — Откуда этой службе, да и правительству было знать, что сепаратисты получили оружие, способное сбивать самолеты на большой высоте?"

Суровые упреки в адрес Украины

Эльмар Гиемулла (Elmar Giemulla) придерживается другого мнения. Профессор из Берлина оказывает содействие трем из четырех семей жертв катастрофы из Германии. Они намерены подать жалобу на украинское государство в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге. В качестве компенсации родные требуют по миллиону долларов США за каждого погибшего. "Сначала я подал только одну жалобу, поскольку решил подождать, пока не утихнет резонанс", — говорит адвокат. В 1990-х годах он консультировал правительство России в правовых вопросах, касающихся воздушного пространства.

"Смерть произошла в результате бездействия в нарушение обязанности со стороны украинского правительства, — говорится в составленном экспертом иске. — Оно, вопреки своему правовому долгу, не закрыло воздушное пространство на уровне высоты полета пассажирского самолета". Эта высота составляет от 10 до 15 тысяч метров. По мнению адвоката, данные действия Киева были вызваны нежеланием потерять "многомиллионные сборы за пролет через украинскую территорию". Гиемулла рассчитывает, что решение о рассмотрении иска будет принято в течение шести месяцев. Однако в Страсбурге могут и отклонить жалобу, так как она не была подана на рассмотрение в суд соответствующей страны, что является обязательным условием ЕСПЧ.

Прошло пять месяцев с тех пор, как 17 июля "Боинг 777" компании "Малайзийские авиалинии" рейсом из Амстердама в Куала-Лумпур предположительно был сбит над контролируемой сепаратистами Донецкой областью. Все 298 человек, находившиеся на борту самолета, погибли. Украина обвиняет в случившемся пророссийских сепаратистов и Россию. "Пассажирский самолет был сбит из зенитного ракетного комплекса "Бук-М", ввезенного из России вместе с экипажем", — заявил президент Украины Петр Порошенко в начале декабря во время своего визита в Австралию. Как сепаратисты, так и Российская Федерация отвергают эти обвинения. В промежуточном отчете нидерландского совета безопасности говорится о том, что самолет рейса MH17 был пробит "многочисленными мелкими объектами".

Возможный просчет авиалиний

Вопрос о том, почему пассажирский самолет летел над зоной военных действий, возник в первые же часы после катастрофы. Выяснилось, что это общепринятая практика. Точно так же пассажирские авиалайнеры курсируют и над Ираком, и над Афганистаном. Международные авиационные организации снимают с себя всякую ответственность, ссылаясь на то, что закрытие собственного воздушного пространства является прерогативой государства. То же самое DW подтвердила и Европейская организация по безопасности воздушной навигации Eurocontrol.

После того как Россия аннексировала украинский полуостров Крым, Eurocontrol и другие ведомства рекомендовали авиакомпаниям облетать его территорию. В связи с этим некоторые авиаперевозчики изменили свои маршруты, прекратив летать над Крымом, а частично и над Восточной Украиной. Другие же продолжали осуществлять свои обычные рейсы, экономя время и деньги. По-видимому, эти авиакомпании неверно оценили ситуацию. "Украина не является зоной военных действий, в то время как Крым является таковой", — процитировало агентство Reuters пресс-секретаря таиландских авиалиний Thai Airways International. С правовой точки зрения, на востоке Украины войны нет. Правительство страны предпочитает называть боевые действия "антитеррористической операцией".

Сбитый самолет АН-26 не вызвал адекватной реакции

Адвокат родственников погибших в авиакатастрофе немцев Гиемулла и другие эксперты указывают на событие, которое должно было послужить для Киева толчком к полному закрытию воздушного пространства. 14 июля, за три дня до крушения лайнера рейса MH17, в районе Луганска был сбит транспортный самолет АН-26, летевший на высоте около 6,5 тысячи метров. "Такое попадание возможно только из мощного ракетного комплекса", — отметил эксперт Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ) в интервью западным СМИ. До тех пор сепаратистам при помощи легких портативных ракетометов то и дело удавалось сбивать с земли украинские военные самолеты, летавшие ниже пассажирских лайнеров.

Украина осознала новую степень опасности. Однако АН был сбит так близко к границе с Россией, что Киев сначала заподозрил Москву, и лишь потом подозрения пали на сепаратистов. АН-26 был сбит "значительно более мощным оружием, примененным, предположительно, на территории Российской Федерации", — доложил президенту Украины Валерий Гелетей, занимавший в то время должность министра обороны. После инцидента с АН-26 украинская служба обслуживания воздушного движения расширила запрет на использование воздушного пространства с уровня в 7925 метров до уровня в 9750 метров — то есть почти до той высоты, на которой совершают полеты гражданские пассажирские самолеты.

Берлинский адвокат Гиемулла видит в этом подтверждение того, что Киев знал об опасности движения над этой территорией. "Боинг 777" рейса MH17 был сбит на высоте примерно в 10060 метров. Западные эксперты в сфере авиаперевозок, такие как профессор Зигмар Штадльмайер из Линцского университета в Австрии, полагают, что полный запрет на использование воздушного пространства в данном случае был бы "эффективной мерой". С помощью запрета украинское правительство могло бы предотвратить "возникновение опасных ситуаций, которые оно само не в состоянии контролировать", отметил Штадльмайер в интервью DW.

Решающие часы перед катастрофой

Некоторые наблюдатели предполагают, что Украина неверно оценила техническую сторону ситуации. АН-26 — сравнительно низкоскоростной винтовой самолет, чья крейсерская скорость в 440 км/ч делает его легкой целью. Современный пассажирский лайнер набирает значительно большую высоту и летит вдвое быстрее. И чтобы преодолеть зону боевых действий на востоке Украины, ему требуется несколько минут.

Многое указывает на то, что украинское правительство знало о наличии у сепаратистов нового оружия непосредственно перед крушением. "Мы располагаем информацией о том, что на территорию Украины попало вооружение, способное сбивать самолеты на большой высоте, — сказал спикер Совета национальной безопасности Украины Андрей Лысенко на пресс-конференции в Киеве 17 июля. — В нашем понимании это тяжелое вооружение". Это подтверждают и другие источники, среди которых корреспондент агентства Associated Press.

Следовательно, у Украины было несколько часов на то, чтобы предотвратить крушение авиалайнера "Малайзийских авиалиний". При условии быстрой оценки всеми ведомствами создавшейся опасности и принятия ими соответствующих мер.

Поделиться
Комментарии