В Вене готовится кульминация ядерных переговоров Ирана и "шестерки" посредников
В Вене близятся к предполагаемой развязке напряженные переговоры "шестерки" посредников с Ираном по поводу будущего ядерной программы этой страны. О приближении "дедлайна" — 24 ноября — свидетельствуют беспрерывные разъезды глав делегаций, министров иностранных дел США, Великобритании, Германии и Франции, для согласований и консультаций. Дипломатический источник ТАСС в субботу сообщил, что итоговый документ "практически готов", но отдельные аспекты требуют "принятия решений на высоком политическом уровне". Официальное агентство Китая Xinhua со ссылкой на иранское IRNA, между тем, передает, что от западных посредников "не прозвучало новых предложений", которых, видимо, ожидали в Иране.
В настоящее время в австрийской столице в переговорах принимают участие уже несколько глав внешнеполитическим ведомств "шестерки" — госсекретарь США Джон Керри и министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Накануне к консультациям также подключились глава МИД Франции Лоран Фабиус и руководитель внешнеполитического ведомства Великобритании Филип Хаммонд. Оба они покинули на время Вену для обсуждения деталей переговорного процесса в столицах.
По данным IRNA, вечером в субботу в Вене состоится трехсторонняя встреча с участием министра иностранных дел страны Джавада Зарифа, госсекретаря США Джона Керри и координатора ЕС на переговорах "шестерки" с Ираном Кэтрин Эштон. В сообщении говорится: "Кажется, что все вовлеченные в переговоры стороны, особенно Иран и Соединенные Штаты, делают все возможное, чтобы договориться".
Глава Госдепа США Джон Керри прокомментировал ход переговоров сдержанно: как передает Reuters, есть "осторожный прогресс", но остаются и разногласия. Керри назвал их "большими" и "серьезными", но сообщил, что переговорщики работают над тем, чтобы ликвидировать их.
Более развернуто ход диалога прокомментировал по прибытии в Вену глава МИД Германии Штайнмайер. По его словам, Иран и "шестерка" пока не все согласовали для принятия соглашения. "Выйдем ли мы на соглашение, здесь сейчас больше спекуляций, чем предпосылок и доказательств, — сказал он. — Нужно посмотреть, как в ближайшие дни будут проходить переговоры и будем делать все для достижения результата". При этом он заметил, что "за последние 10 лет не были ближе к заключению соглашения", и "движение вперед возможно… если Иран будет готов пойти навстречу".
Ожидается, что Шайтанмайер в Вене встретится с главой Госдепа США Джоном Керри. В воскресенье из Лондона должен вернуться глава МИД Великобритании Филипп Хаммонд. По общим ожиданиям наблюдателей, в ближайшие дни участники переговоров могут собраться на министерском уровне.
Представительство России на переговорах пока сравнительно скромное: накануне в Вену прибыл Замглавы МИДа РФ Сергей Рябков. Впрочем, МИД в субботу сообщил, что из-за "изменений в рабочем графике" главы ведомства Сергея Лаврова пришлось перенести визиты в Москву глав МИД Танзании и Бурунди. Об этом сообщало ТАСС. Также источник агентства в китайской делегации сообщил, что с Пекином обсуждается возможность прибытия главы МИД Китая Ван И в Вену. Этот собеседник предположил, что министры всех стран "шестерки" могут собраться в столице Австрии в воскресенье вечером либо в понедельник.
При этом дипломатический источник агентства в одной из западных делегаций в Вене заявил, что итоговый документ по урегулированию иранского ядерного досье, над которым в Вене работают страны "шестерки" и Иран, практически готов. Однако, по его словам, "согласование отдельных аспектов требует принятия решений на высоком политическом уровне". Остается неизвестно, о разногласиях по каким вопросам идет речь.
Предполагается, что итоговый документ, как заявлял накануне руководитель российской делегации, замглавы МИД РФ Сергей Рябков, будет аналогичен женевскому Плану совместных действий — временному соглашению, достигнутому сторонами в ноябре прошлого года. Для обеспечения его "юридической устойчивости и обязывающего характера текста требуется принятие Резолюции СБ ООН", отметил он.
Переговоры представителей России, Франции, Германии, Китая, США и Великобритании с иранской стороной по вопросу ядерной программы продолжались на протяжении долгого времени. Иран утверждает, что ядерная программа страны носит мирный характер, тогда как многие западные страны высказывали предположения, что в действительности иранская сторона ведет разработку ядерного оружия.
Суть разногласий в точности неизвестна, однако чаще всего СМИ сообщали о противоречиях по двум вопросам: допустимому объему обогатительных мощностей иранской атомной промышленности, то есть количеству и загрузке центрифуг, а также будущему реактора на тяжелой воде в Араке.