Худрук Русского театра: категорически не хочу помогать политикам
Художественный руководитель Русского театра Игорь Лысов сказал в интервью Delfi, что в ближайшие два года сосредоточится исключительно на работе в нашем театре. Будет он, правда, заниматься и "лабораторной" работой, а 4 и 5 декабря на сцене Русского театра покажут спектакль украинского Нового Драматического театра на Печерске ”Страсти по Идиоту”, который родился в его лаборатории в Киеве.
Вы в Таллинне уже несколько месяцев, как устроились?
Никак не устроился. Вот это мой кабинет, живу рядом, в общежитии театра, у меня нет времени как-то устраиваться. Но меня это устраивает.
А в России часто бываете?
Я был в Москве всего четыре дня, после премьеры ”Дяди Вани”. И я ездил, собственно говоря, по каким-то жилищным вопросам, за теплыми вещами.
То есть, в России у вас сейчас нет никаких проектов?
Да, и так будет еще года два — я не буду заниматься ничем, кроме Русского театра.
Что же ждет зрителей нашего театра в этом сезоне?
Мы с Иваном Стрелкиным сейчас делаем две премьеры. Одна из них — ”Женитьба” по Гоголю, которая выйдет 22 ноября, а вторая пьеса — это ”Биография” Макса Фриша (премьерные показы — 19 и 20 ноября — прим. ред.). На мой взгляд, это чудесная вещь, ее ставит Стрелкин. Там исключительно привлекательная для зрителей история, когда взрослый 50-летний мужчина решил поменять свою жизнь и чудесным образом нашел команду актеров, которые были готовы разыграть ему ситуацию, которую он хотел бы изменить. И вот в течение двух часов спектакля он никак не может иначе познакомиться со своей женой, чтобы прекратить то, что ему не нравится. Это приключения души человеческой — профессор хотел поменять поведение, но на самом деле сделать этого не мог. Я думаю, это будет очень интересный спектакль.
В декабре мы играем новый спектакль для детей про кота Пампуша по Хармсу, который сделал Саша Пепеляев, будет довольно смешной. Еще у нас есть уникальная возможность посмотреть спектакль, который приедет из Украины. Я там вел большую лабораторию по Достоевскому, мы занимались не один раз в течение двух лет. И вот две актрисы из этой мастерской сыграли огромный спектакль по роману ”Идиот” ”Страсти по Идиоту”. 4 и 5 декабря мы играем этот спектакль здесь, привозим украинцев. Я думаю, что такого с одной стороны классического, с другой стороны современного спектакля, особенно с видеоинсталляциями, в Эстонии еще никто не видел. Не видели, как пользуются видеоинсталляцией по-настоящему. Это художественный образ, а не просто картинка.
Насколько распланирована вторая половина сезона?
Дальше у нас Павел Зобнин выпустит спектакль ”Дикая утка”, он будет в феврале. После этого Артем Гареев выпустит спектакль с Ивашкевичем и Рогачевым ”Косметика врага”. Это, по-моему, очень интересная история о жизни человека, который вдруг встречается с самим собой по-настоящему. В мае выйдут еще два спектакля по Достоевскому — это ”Белые ночи” Достоевского, которые будет делать Иван Стрелкин, и мой спектакль, название которого я пока объявить не могу. Судя по всему, такое название еще рановато предлагать русскому зрителю, который живет в Таллинне, пока ему достаточно классики, хорошей русской классики.
Вернемся к спектаклю ”Страсти по Идиоту”. Судя по всему, он довольно необычен для неискушенного зрителя. Как родилась идея этого спектакля?
Это так кажется, что он необычный. Он художественно, конечно, покруче многих спектаклей, и только в этом, может быть, необычность. Если зрителю хочется послушать простую историю, он там ее найдет. Искушенный зритель увидит, что такое Достоевский сегодня, как его играют художественно, не раздеваясь донага, не занимаясь сексом на сцене, а по-настоящему и современно.
Я давно занимаюсь Достоевским, и меня очень не устраивает, как сегодня играют классику. Они играют ее так же, как играли и 30, и 40 лет назад. Время изменилось, люди изменились, а люди на сцене остались прежними. Поэтому для меня большой вопрос, что такое современная игра, что такое играть по-современному — это просто современные тексты или это все-таки какая-то определенная другая культура игры. Вот этим я занимаюсь на Достоевском. В киевской лаборатории условия были такие, что все работают самостоятельно. Что-то я рассказываю, а потом некоторые актеры самостоятельно решают замысел, мы его как-то обсуждаем, делаем в этой лаборатории, после чего они остаются одни и сами делают спектакль.
Подобная лаборатория будет и у нас в Русском театре?
Да, точно такая же мастерская будет и здесь, в Русском театре с 23 ноября по 5 декабря. Конечно, это совсем не та лаборатория, когда приезжают молодые режиссеры и за три дня делают спектакль. Никакого спектакля мы делать не будем, мы будем углубленно почти полмесяца изучать, что такое современные принципы игры Достоевского. Пять стран — Эстония, Литва, Латвия, Украина и Россия — объединятся в эту мастерскую, чтобы 12 дней поработать над Достоевским. И вот там могут получиться замыслы следующих спектаклей, и через какое-то время мы можем увидеть, что из этой лаборатории получилось. Я противник делать результаты за три-четыре дня; я хочу, чтобы это было очень долго.
Спектакль ”Страсти по Идиоту” создан в киевской лаборатории именно по такому принципу. И вот сейчас я захотел его привезти, чтобы таллиннцы посмотрели, как я понимаю слово ”лаборатория”, что это за спектакль. На мой взгляд, это абсолютно уникальная игра двух актрис, которые играют одновременно и мужские роли, и женские.
Почему женщины играют и мужчин, причем даже не переодеваясь?
Вы можете себе представить, сколько про нас, про мужчин, говорят женщины. И утверждают, что они нас хорошо знают. Ведь можно же послушать, что говорят женщины о мужчинах. Разве это не интересно публике посмотреть, как женщины очень легко справляются со своими философскими, чувственными проблемами как женщины, и как им тяжело справляться с теми проблемами, которые существуют у мужчин, в данном случае у Парфена Рогожина и Льва Мышкина из романа ”Идиот”? На мой взгляд, это очень интересно.
Никого ведь сейчас не удивляет, что женщина пишет картины или настоящие серьезные романы, но ведь пару столетий назад женщина-живописец или женщина-писатель вызывала только смех, удивление и отторжение, это был просто нонсенс. Так почему сегодня мужчина может позволить себе играть женщину, хотя это и выглядит как карикатура, а женщина не может играть мужчину? Я против того, что все должно быть ортодоксально.
Почему этот спектакль стоит посмотреть нашему зрителю?
Надо понимать, что эстонский театр очень давно и уже далеко ушел туда, где существует современное искусство — не в смысле пошлость, а в смысле действительно актуальное современное искусство. Русский театр пока находится в самом-самом низшем состоянии. Они играют пьесы на уровне игры 60-70-х годов. Конечно, это хорошая, добротная игра, я доволен каждым актером, который существует в театре, но их игра по старинке, и в этом смысле придется много работать. И почему бы не привезти для русского зрителя то, что является очень художественным, на русском языке, то, что они никогда не видели.
Ведь что видит русский зритель? Он видит антрепризы, которые приезжают, чтобы содрать с русских, живущих в Эстонии, деньги. Он видит несколько спектаклей ”Золотой маски”, зачастую не самих лауреатов, а номинантов. Хорошо еще, что сейчас ”Золотая маска” стала рассматривать хорошие постановки, а то на протяжении последних шести-семи лет повышенный интерес вызывали исключительно пошлые спектакли.
Вот что смотрит зритель. Почему же я, как художественный руководитель, отвечающий за то, что происходит в театре, должен кормить русскую публику, к которой я сам принадлежу как русский, исключительно простейшими историями? Это же будет не честно. Меня сюда пригласили не для того, чтобы я рассказывал какие-нибудь веселенькие истории. Зачем делать так, чтобы все театры вокруг смеялись над нашей ситуацией. Театр должен все время двигаться в каком-то направлении.
В Эстонию приезжает украинский спектакль. На фоне нынешней политической ситуации — это какой-то особый жест?
Я категорически не хочу помогать политикам. Я против любого их мышления, хорошего ли, плохого. Для меня политика — запретный плод. Я художник. И в этом смысле я только задним умом понимаю, что я делаю это еще и как жест. Я не хочу, чтобы мои народы расходились, ни в коем случае. В первую голову я занимаюсь только искусством, я хочу привезти для Таллинна этот спектакль. И только потом, в последнюю очередь, я думаю о том, что все-таки это правильно, что я в этой ситуации привез украинский театр в Эстонию.
Я и украинских режиссеров сюда буду приглашать. Обязательно сюда приедет, на мой взгляд, один из лучших в Европе режиссеров Влад Троицкий, который делает уникальные, красивые вещи. Я думаю, что и для русского зрителя, и для эстонского зрителя, если он захочет посмотреть все это, это будет интересно. Сейчас пока все это разделено. Но ведь, право слово, это же не мы сделали, это сделали политики. Я не хочу ничего разделять.