И вот 29 октября министр окружающей среды Кейт Пентус-Розиманнус, рассказывая ида-вирускому региональному телеканалу LITES о повышении экологического налога для сланцеперерабатывающих предприятий, вспомнила, что Кохтла-Ярве душат вредные выбросы. Вот фрагмент этого сюжета.

”Решением Министерства окружающей среды, в нашем государстве запланировано повышение экологических налогов с 2016 года с 3 до 6 процентов. Целью данного решения является, в первую очередь, улучшение состояния окружающей среды, в том числе, и в Ида-Вирумаа. Сейчас поднимается вопрос о будущем сланцеперерабатывающей отрасли. По мнению промышленников, поднятие налогов может негативно отразиться на всем сланцевом секторе. В свою очередь, Министерство окружающей среды придерживается обратного мнения. Министр окружающей среды, в своем интервью, в частности, сказала:

"Если говорить о воздухе, то в уезде часто всплывают проблемы с загрязнением воздуха. Повышение налогов улучшит состояние окружающей среды и позволит сланцепромышленникам делать инвестиции, вкладывать средства в усовершенствование сектора, который с каждым годом должен становиться максимально ценным по производству и минимально вредным для окружающей среды. Так что все разговоры о последствиях поднятия экологических налогов и краха отрасли, это неправда”, — сказала Кейт Пентус-Розиманнус”.

Аргумент: мол, чем выше налоги на охрану природы, тем больше возможности у производственников для инвестиций, в сланцехимическом концерне Viru Keemia Grupp отказались комментировать.

А вот депутат парламента Эстонии Лембит Кальювеэ — специалист горнодобывающей промышленности с огромным стажем, считает, что для повышения налогов выбран не самый удачный момент — обрушение рынка нефтепродуктов. ”Рынок не поддерживает сланцевый сектор, государство не поддерживает — повышает налоги, и предприятие вряд ли сможет в таких условиях выстоять. Государство и производственники не слышат друг друга в ходе ведущихся переговоров”.

Другой депутат Рийгикогу Валерий Корб, задав 23 октября на парламентском инфочасе правительства вопрос премьер-министру Таави Рыйвасу по поводу повышения экологического налога, испытал полное недоумение.

"Рыйвас, отвечая на вопрос, сказал, что плата за природопользование при добыче тонны сланца составляет порядка полутора евро, и повышение это платы на 3 процента никоим образом не скажется на предприятии отрицательно. По словам премьер-министра, правительство предполагает поднимать плату за природопользование при добыче сланца на 3 — 6 процента в год, что в общем и целом соответствует общему уровню подорожания жизни. Это, что же получается: что у нас жизнь дорожает на 3-6 процентов в год? Спасибо премьер-министру за правду!" — горько пошутил парламентарий. И добавил, что ответом на свой вопрос он не удовлетворен и намерен продолжить диалог с премьер-министром.

Интересный момент, на который обратили внимание жители региона: как только Союз химпредприятий организовал ”движение сопротивления” повышению налогов на охрану природы, министр Пентус-Розиманнус вспомнила, что в Кохтла-Ярве загрязнен воздух. Во время двух предыдущих визитов она потрясла своим более чем ”конкретным” ответом на вопрос о виновниках вредных выбросов. Например, 20 августа в Тойла она так ответила на вопрос журналиста: выявлен, наконец, или нет источник неприятного запаха в городе, где сосредоточены химпредприятия и работают очистные сооружения? 

"Министерство окружающей среды направило на согласование другим ведомствам соответствующий документ — поправку к законам, которая гласит, что в дальнейшем надо учитывать любое проявление, которое может привести к распространению неприятных запахов. В случае, если этот объект будет заново распространять зловоние, то следует представить программу по ее устранению".

"Извините, я спрашиваю, установлены или нет Инспекцией окружающий среды источники вони в Кохтла-Ярве?" — повторил вопрос корреспондент.

"Соответствующий законопроект направлен другим министерствам на согласование…".

То есть, источник вони до сих пор не могут (или не хотят?) установить, но утверждают, что повышение экологического налога для химредприятий позволит улучшить окружающую среду в регионе. Причем из всех налогов, которые из Ида-Вирумаа централизованно отправляются в Таллинн, в регион возвращается примерно 7-8 процентов. А экологические мероприятия химпредприятия проводят, в основном, за счет огромных кредитов, которые берут в банках.

Поделиться
Комментарии