Порою кажется, что эксперты, вдохновленно обсуждающие необходимость создания нового русскоязычного телеканала, сами никогда, ни вполглаза не видели телевидения российского производства. Откроем же глаза и признаем, что конкурировать с этой системой, формировавшейся десятилетиями, не имеет особого смысла.

Фильмы, серии передач, развлекательные и аналитические программы идут в России по нескольким крупным каналам одновременно, и созданы они согласно вкусу, образовательному уровню и возрасту различных целевых групп. Система функционирует десятилетиями, и привычки сформировались до такой степени, что люди знают наизусть, во сколько и по какому каналу начнется их любимая передача. И все умело вставленные программы информационного и пропагандистского характера прекрасно достигают расслабленных развлекательными передачами мозгов.

Теперь же в Эстонии в очередной раз собралась группа экспертов из 16 человек, чтобы обсудить судьбу русскоязычного инфопростанства — причем в группу входят лишь двое представителей местных русских СМИ. Я же считаю, что в данном обсуждении должны иметь возможность принять участие представители всех наших русскоязычных медиа. Следует все же признать, что создание нового телеканала не стало навязчивой идеей для собравшихся экспертов, и это дает надежду, что на старые грабли наступать мы не будем.

Старыми граблями в данном случае является созданный в критической обстановке 2007 года ЭТВ2, одной из главных задач которого являлось как раз достижение единого информационного пространства и передача существенной информации в адекватной и оперативной форме. Велась дискуссия, должен ли ЭТВ2 быть полностью русскоязычным, иметь русские субтитры или же быть мультикультурным.

Работавшие ERR журналисты сделали все, что могли, создавая качественные передачи и новости. Немалый вклад был сделан и в рекламу нового телеканала. Но надо признать, что ЭТВ2 так и не стал альтернативным источником информации для приверженцев ПБК и РТР.

В то же время, когда по каналу 3+ в качестве повтора начали показывать ”Актуальную камеру” на русском языке — ее зрительская аудитория составила в среднем 30 000 человек, что в десять(!) раз больше, чем в ”оригинале” на ЭТВ2.

Возникает логичный вопрос — почему надо обсуждать создание нового русскоязычного канала, изобретая тем самым велосипед? В Эстонии существует целый ряд качественных СМИ, укрепление и поддержка которых имела бы гораздо более рациональный характер, и принесла бы намного больше ощутимой пользы. В качестве примера можно привести Радио 4, зарегистрированный в Эстонии канал 3+ с его 265 тысячами зрителей, русскую версию ”Постимеэс”, ”День за Днем”, русский Delfi, ”МК-Эстонию” и многие другие заслужившие внимание жителей нашей страны источники информации.

Россия вкладывается в работу СМИ не жалея средств: согласно известным нам официальным источникам, сумма, выделяемая на медиа, составляет 0,6% госбюджета или порядка 2 миллиардов евро в год. Реальные же расходы на эту сферу могут быть гораздо больше. Учитывая численность зрительской аудитории, такие затраты явно имеют смысл. Для сравнения: из бюджета Эстонской Республики для соблюдения аналогичной пропорции на поддержку СМИ должно было бы выделяться 48 млн евро в год, что по крайней мере вдвое больше нынешних наших возможностей.

Так есть ли надежда, что вкладывая по 6,5 миллионов в год в новый телеканал, мы достигнем лучшего результата, чем если будем развивать уже существующие? В данном контексте неверно рассуждать лишь о размерах инвестиций, абсолютно несоразмерных вложениям в конкурирующий медиа-рынок. Мы должны ответить также на вопрос, а сколько зрителей мы планируем заполучить в обмен на затрачиваемую сумму? Например, рейтинг Таллиннского ТВ при затратах в 3,5 миллионов евро в год составляет 0,5%. Означает ли это, что за 7 миллионов евро в год аудитория данного телеканала превысила бы один процент?

Надо также учитывать, что в отличие от столичного телеканала, перед русскоязычным будет стоять гораздо более серьезная задача — как переманить зрителей с очень качественных российских телеканалов. Результатом больших денежных затрат и моральных усилий может стать рейтинг на уровне Таллиннского ТВ.

В нынешнем виде эта идея — ни что иное, как покупка за деньги налогоплательщика популярности и душевного спокойствия того или иного политика, реализация этой идеи не поможет и Путину в расширении русскоязычного инфопространства, так как единичные зрители, которых заполучили дорогой ценой, не представляют собою инфопространства.

Может быть, лучшим решением стала бы поддержка имеющихся русскоязычных СМИ — вложения в Радио 4, более тесное сотрудничество с частными русскими медиаканалами? И конечно, еще одна возможность для создания общего инфополя — русские субтитры или дубляж эстоноязычных передач, которые можно было бы показывать на том же ЭТВ2. Этим мы могли бы уменьшить раскол в обществе и способствовали бы также опосредованному изучению эстонского языка.

Так что давайте не забывать, что телеканал ЭТВ2 по-прежнему существует, но нуждается в укреплении, новой энергии и в интересных передачах, которые наши местные русские журналисты, уже не раз доказавшие свой профессионализм, готовы создавать. Кроме того, ЭТВ2 мог бы быть таким телеканалом, где показывали бы развлекательные, культурно-образовательные и аполитичные передачи и сериалы, произведенные в России.

Двигаясь в направлении единого инфопространства, мы должны остаться при трезвом рассудке, учиться на полученном опыте и стараться избегать бессмысленных расходов. Мы должны считаться с тем фактом, что преданные зрители ПБК, для которых это единственно правильный источник информации, не станут смотреть новый дорогой телеканал просто так, ”на всякий случай”. Просто потому, что у них отсутствует к этому всякий интерес. Но те зрители, которые хоть и имеют проблемы с пониманием государственного языка, но действительно заинтересованы в происходящем в Эстонии, будут смотреть и государственное телевидение — если мы поможем им получить качественный перевод к телевизионному тексту.

Поделиться
Комментарии