Би-би-си: власти Украины молчат о расстреле на Институтской
Несмотря на жесткую критику и призывы к отставке, министр МВД Украины Арсен Аваков продолжает хранить молчание о ходе расследования событий 20 февраля, которые называют "расстрелом на Институтской".
Отсутствие результатов быстрого и открытого расследования, конечно, не единственная претензия к Авакову. На киевском Майдане, предоставляющем сцену желающим почти в режиме нон-стоп, едва ли не каждый второй оратор критикует жесткое требование властей сдать оружие, сомневается в идее Национальной гвардии и недоволен невнятными действиями милиции во время столкновений с пророссийскими активистами на востоке страны.
Но затягивание расследования событий на Институтской может серьезно испортить имидж новой власти Украины — об этом Киев предупреждают уже и украинские общественные деятели, и иностранные дипломаты.
"Позерства и пиара не будет"
Арсен Аваков, активно пользующийся "Фейсбуком", посчитал нужным ответить на критику известного на Украине общественного деятеля, главного редактора портала "Историческая правда" Вахтанга Кипиани, обвинившего министра в бездеятельности.
"Что до работы и резонансных дел: позерства и пиара не будет — как только будет, что сказать и можно будет сказать — будет сказано", — написал министр МВД в понедельник.
Затянувшееся молчание властей умножает число версий, которые строят как сами участники событий, так и сторонние наблюдатели.
20 февраля 2014 года произошел неожиданный перелом в противостоянии сил самообороны Майдана и сотрудников различных подразделений правоохранительных служб, в тот момент подчинявшихся президенту Виктору Януковичу.
Будучи накануне вытесненными с части площади Независимости, майдановцы перешли в контрнаступление и вынудили милицию и солдат внутренних войск бежать вверх по улицам Грушевского и Институтской к позициям на Банковой улице, где располагается резиденция президента Украины.
Атака сил самообороны на Институтской была остановлена стрельбой на поражение из огнестрельного оружия — а вот кто именно стрелял, откуда и когда, должно выяснить следствие.
Люди гибли десятками. А когда бесперспективность дальнейшего продвижения вверх по улице стала очевидной, бойцы самоообороны, прикрываясь от пуль металлическими и деревянными щитами, попытались отступить к Майдану, но их продолжали косить прицельные выстрелы снайперов.
Версия "Беркута"
Если в первые часы после описанных событий на Майдане не сомневались, что в них стреляли сотрудники спецподразделений, то уже через несколько дней версии стали множиться.
Согласно одной из них, в центре Киева действовали снайперы некоей третьей стороны, которые начиная с 18 декабря с целью эскалации конфликта стреляли и по активистам Майдана, и по милиции.
Убедительных доказательств в ее пользу до сих пор представлено не было.
В интервью Русской службе Би-би-си председатель совета ветеранов спецподразделения МВД "Беркут" Владимир Крашевский, находящийся в Крыму, подтверждает эту теорию, хотя также не приводит никаких серьезных доказательств.
"Часто в таких случаях снайперы работают на третью сторону. Так же было и на Майдане. Это были наемники, которых использовали, чтобы раскачать обстановку. Они работали с одной позиции, но в обе стороны", — предположил "беркутовец".
Крашевский не сомневается в том, что следствие уже располагает доказательствами этой версии событий, но сознательно их не раскрывает, так как они, по его словам, снимут обвинения с "Беркута" — подразделения, распущенного новыми властями Украины буквально одним из первых же постановлений.
"Если кто-то покажет хоть одну пулю, которой был убит протестующий, можно легко вычислить, из какого именно оружия она была выпущена. Затем также легко узнать, за кем числится это оружие. Но ни один представитель нынешней власти в Киеве этого не делает. Почему? Видимо, им не нужны доказательства непричастности "Беркута" к убийству людей", — заявил Крашевский в интервью Би-би-си.
Впрочем, бывший боец спецподразделения оговаривается, что имеет в виду лишь собственный отряд "Беркута", который перебросили из Крыма в Киев без огнестрельного оружия. У других подразделей "Беркута", а также подразделения "Омега" внутренних войск, Центра специальных операций "А" СБУ Украины могли быть автоматы и снайперские винтовки.
В понедельник ни Аваков, ни секретарь Совета национальной безопасности и обороны Андрей Парубий, ни глава Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко не были доступны для комментария.
Иностранные снайперы
В начале марта версия о "третьей стороне" оказалась в центре скандала.
Неизвестные выложили на YouTube запись телефонного разговора главы МИД Эстонии Урмаса Паэта и верховного представителя ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон, в которой дипломаты обсуждали неоходимость скорейшего расследования массовых убийств на Институтской.
На этой записи Паэт говорит об опасении, что обвинить в использовании снайперов могут самих лидеров Майдана, так как судя по "почерку" ранений, в милиционеров и в оппозиционеров стреляли из одного оружия.
Однако российские государственные СМИ трактовали эти слова как признание в том, что стрельбу в Киеве устроили сами оппозиционеры.
Телеканал Russia Today озаглавил свою новость об этом так: "Эштон докладывали, что Янукович не был причастен к убийствам людей на Майдане".
Глава комитета российской Госдумы по международным делам Алексей Пушков написал в "Твиттере", что Паэт "сказал, что за снайперами, которые стреляли по протестующим, стояла оппозиция".
Затем ещё несколько российских средств массовой информации сообщили уже в полностью утвердительной форме, будто Паэт говорил об имеющихся доказательствах того, что снайперов нанял кто-то из лидеров оппозиции.
Урмас Паэт назвал подобную трактовку его слов категорически неприемлемой.
"Я только выразил обеспокоенность, что если эти слухи начнут жить собственной жизнью, это может навредить ситуации на Украине", — заявил эстонский министр и еще раз подчеркнул необходимость быстрейшего опубликования выводов официального расследования.
Пока лишь обещания
Но и в этой ситуации власти Украины промолчали.
Арсен Аваков лишь через несколько дней после скандала признал крайнюю важность этого вопроса и попросил быть терпеливее.
"Совсем, совсем не хочу ничего говорить о расследовании дела о массовых убийствах. Знаю, что вам болит это больше другого, знаю! Я был на тех же улицах и в то же время. Знаю, что важнее может ничего и нет в этом сегодняшнем ворохе повседневного бедлама что происходит вокруг! Знаю. Слышу проклятья и обвинения, слышу советы и информацию. Но услышьте и вы, дорогие мои — пока ничего рассказывать публично нельзя. Так требуют и просят профессиональные следователи и дознаватели", — написал министр МВД у себя в "Фейсбуке".
Аваков лишь слегка намекнул на то, что следствие не стоит на месте.
"Есть и информация и прогресс и наметки понимания. Есть. Как только появится первая возможность информировать без ущерба для дела — немедленно выдам все возможное", — обещал министр еще неделю назад.
Молчит о снайперах и глава СБУ Украины Валентин Наливайченко.
Неделю назад он намеренно или случайно проговорился о том, что в Киеве действовали некие "иностранные снайперы" — когда говорил на брифинге о том, что "правоохранительные органы не предложат никакого компромисса бывшим и нынешним сотрудникам силовых структур, которые переодевались и по ночам совершали террор против мирного населения, а также высокопоставленным чиновникам и иностранным снайперам, причастным к массовым убийствам в центре Киева".
Наливайченко тут же отказался детальнее раскрывать тему иностранных снайперов, пообещав, что очень скоро по этому поводу выступит генеральная прокуратура, ведущая расследование.
Однако и генпрокуратура Украины о расследовании событий на Институтской улице до сих пор ничего не сообщает.