ФОТО: В Силламяэ проходит День сланца, но там говорят не только о праздничном
Как обычно, председатель правления Eesti Energia Сандор Лийве рассказал о планах концерна по развитию сланцевой промышленности. В выступлениях руководителей местных самоуправлений региона в четверг будут озвучены их ожидания от сланцевой отрасли, рассмотрены темы экологии и взаимоотношения Eesti Energia как работодателя с работниками концерна.
На Дне сланца, который по своей сути является практической конференцией, выступают руководители горнодобывающих и энергетических предприятий концерна, специалисты по охране окружающей среды, главы местных самоуправлений Ида-Вирумаа.
После конференции пройдет дискуссия, в которой примут участие Сандор Лийве, руководитель горнодобывающего концерна Eesti Egnergia kaevandused Вельо Александров, представитель Eesti Energia Олави Таммемяэ и другие.
В кулуарах конференции корреспондент Delfi задал вопросы некоторым ее участникам.
Руководитель Eesti Energia Сандор Лийве напомнил, что на предприятиях концерна работает свыше семи тысяч человек, пять тысяч из которых трудятся в Ида-Вирумаа. Около 900 человек, работающих на предприятиях концерна, являются жителями Силламяэ, поэтому и было решено провести День сланца в этом городе.
На вопрос о том, какова перспектива сланцевой отрасли, Лийве ответил так: "Самое главное, что сланец нам сегодня дает рабочие места. Направление развития отрасли можно коротко охарактеризовать так: сжигая сланец напрямую, мы теряем очень много энергии. Наша задача — получить из сланца максимум энергии при минимуме потерь. Сейчас мы теряем примерно до 60 процентов энергии. Избежать этих потерь позволит использование сланцевого масла. Использование побочного газа и полукокса даст возможность повысить эффективность в два раза и будет гарантировать сохранение имеющихся сегодня рабочих мест".
Корреспондент Delfi спросил о том, будут ли расти доходы работников. "Они и так каждый год немного увеличиваются, — заверил Лийве. — А если у нас будет совершенствоваться производство, то будет повышаться и квалификация людей, а, стало быть, и их заработки".
Председатель Независимого профсоюза шахтеров и энергетиков Владислав Понятовский настроен не так оптимистично: "Не все обстоит так радужно. Если говорить о расширении добычи сланца, то здесь надо быть осторожным, так как закрыли шахту ”Виру”, а еще раньше — карьер ”Айду”, и у нас осталось два сланцедобывающих предприятия — шахта ”Эстония” и карьер ”Нарва”. Практика за последние полгода показывает, что сланца нам не хватает. Когда говорят о развитии энергетики, имеют в виду, что сделаны большие инвестиции в сетях Eesti Energia, строится новая установка на заводе масел, развиваются ”Нарвские электростанции”. Но нас очень беспокоит, каким образом будет происходить инвестирование в строительство новой шахты. Если говорить об улучшении жизни людей, рост заработной платы увеличивается в пределах средней по Эстонии. И я бы не сказал, что у нас очень хорошая заработная плата применительно к тем суровым условиям, в которых работают горняки".
Профсоюзный лидер охарактеризовал взаимоотношения между профсоюзом и работодателями как нормальные; конфликты, если они возникают, разрешаются путем переговоров, в крайнем случае, в порядке, установленном законодательством страны.
Участвующий в Дне сланца руководитель Союза местных самоуправлений Ида-Вирумаа Вейкко Лухалайд рассказал о том, что больше всего волнует местные органы власти, на территории которых находятся предприятия отрасли.
"Люди, работающие в сланцевой отрасли, платят самоуправлениям региона подоходный налог в пределах 12 миллионов евро. Ресурсный налог, который получают самоуправления, составляет примерно 10 миллионов евро. Это большие деньги, и волости, на территории которых добывается сланец, живут лучше", — отметил он.
"Но есть и отрицательная сторона: прежде всего, это негативное влияние на окружающую среду. Надо отметить, что и Eesti Energia, и сланцехимический концерн VKG очень много средств инвестируют в охрану окружающей среды. Но предприятия выплачивают государству налог на загрязнение окружающей среды, который на все сто процентов поступает в госказну. А из Фонда инвестиций в окружающую среду, откуда мы можем получить деньги на природоохранные мероприятия, возвращается в регион только 10 процентов. В общем, из 100 процентов, которые предприятия отчисляют в Таллинн, обратно получают где-то 30 процентов. Считаю, это несправедливо, и нам надо добиваться исправления ситуации", — отметил Лухалайд.