РЕПОРТАЖ: Кому Рождество, кому "осадное положение" — жители Ору стоят в очередях за питьевой водой
В поселке Ору — как по привычке называют Орускую часть города Кохтла-Ярве, тоже чувствуется приближение Рождества и Нового года. На площадке перед Домом культуры установлена елка. Зажигается она сразу, как только начинает темнеть. А ”ночь” наступает в Ору рано — в 16 часов уже включены фонари.
Как раз в это самое время к магазину подходит цистерна с питьевой водой, которую каждый день, включая выходные и праздники, присылает в поселок предприятие Järve Biopuhastus. Другой возможности запастись водой у жителей Ору — при проверке в водной скважине обнаружили бензол, по последним данным Департамента здоровья, его концентрация в грунтовых водах превышает норму в 50 раз, а в воде из под крана — в 10. При повторном контроле в водопроводной воде обнаружили еще и фенолы.
Раздача воды происходит с 16 до 18 часов. На эти два часа очередь за водой становится маленьким ”майданом”. Здесь люди делятся последними новостями, жалуются друг другу на свои беды. Из тиши кабинетов на улицу вышли вице-мэр Кохтла-Ярве Денис Вершинин и заступивший несколько дней назад в должность помощник мэра по Оруской части города Тийт Лиллеметс — они слушают, о чем говорят люди.
”Как помоюсь водой — аллергия”
Женщина в красной куртке представляется Викторией, она плачет.
”Ребенок у меня болеет, я с желудком в больнице лежала. У нас постоянные заболевания, так как иммунитет ослаблен. Пришлось вообще уйти с работы, потому что постоянно с ребенком на больничном, — рассказывает Виктория. Она считает, что проблемы со здоровьем обусловлены окружающей средой и плохим качеством воды. — Как помоюсь водой — аллергия. У людей от нее уже экземы появляются. Ребенку проверяли почку — проблемы. Я просто в шоке от того, что происходит в этом государстве”.
Старожил Ору, проработавшая в местной школе 47 лет Римма Сумарокова утверждает, что проблемы с водой наблюдаются последние двадцать лет: ”Никому до этого дела не было. К кому не обращались, ответ один: вода соответствует нормам”, — сетует она.
Еще одна женщина отмечает, что не у всех есть силы каждый день ходить за водой, поэтому некоторые пьют отправленную воду: ”Вот, моя подруга — она еле ходит, у нее ноги больные, живет на четвертом этаже. Другая женщина мне говорит: мол, как я эту воду понесу на пятый этаж? Буду пить из-под крана, прокипячу, и буду пить”.
Римма Сумарокова поясняет, что больным помогают люди покрепче — к примеру, она два раза неделю относит воду двум знакомым, которые по причине недомогания дойти до цистерны не в состоянии.
”Здоровые помогают слабым соседям. Так мы и выживем. Понимаем, что это временно”, — говорит она.
Кто выживает, а кто пользуется моментом — на прошлой неделе появилась информация, что в Ору появились предприимчивые люди, которые предлагают преимущественно пожилым людям покупать домашние фильтры для воды. Järve Biopuhastus предупреждает, что они не способны очистить воду от бензола.
К слову, несколькими часами ранее пресс-секретарь Ида-Вируской центральной больницы Аннели Богенс утверждала, что пациентов с признаками отравления бензолом, к счастью, клиника не принимала.
Людей травят, виновных не ищут
Ни одно из ответственных ведомств пока что не объяснило причину загрязнения грунтовых вод. Люди в очереди и специалисты области могут лишь делится предположениями.
”Как открыли здесь автобазу, так и началось. Моют свои автобусы. Раньше такого не было, чтобы мыли на территории. А зачем построили гаражи у самой скважины? Скважина находится внизу, а все стоки бегут туда. Бардак начался тогда, когда у поселка не оказалось хозяина”, — жалуется Александр Иванович, он прожил в Ору почти сорок лет.
Заместитель руководителя коммунального предприятия Oru Kodu Сергей Калинин комментирует ситуацию с плохо скрываемым раздражением — по его словам, Инспекция окружающей среды хоть и занимается выяснением причин попадания бензола в воду, однако пока ясности нет.
”Интересная наблюдается картина: в поселке травят людей, а ни полиция, ни прокуратура по этому факту не возбудили уголовного производства для выяснения причин и установления виновных. А ведь, помнится, при прокуратурах когда-то даже создали должность экологического прокуратора”, — отмечает Калинин.
Он также указывает еще на одну проблему — материальную. ”Люди возмущены вопиющей несправедливостью: получается, что воду из-под крана пить нельзя, мыться ей нельзя, потому что она вредная, а счета водоканал выставляет как за качественный товар. Справедливо было бы, чтобы поставщик пересмотрел ситуацию и сделал перерасчет”, — заявляет он.
Директор по производству Järve Biopuhastus Андра Пярнамяэ полагает, что наличие в питьевой воде фенолов указывает на ”советское прошлое”: ”Такое загрязнение исходит, очевидно, из сланцевого масла, которое в то время в основном использовали в котельных в качестве топлива”.
Сергей Калинин такого объяснения не исключает: ”Скважины старые, они достались предприятию Järve Biopuhastus еще с советских времен. И когда они начали реконструкцию, возможно, произошла разгерметизация, и вместе с талыми водами в них попали нефтепродукты”.
Пресс-секретарь Министерства окружающей среды Павел Иванов сказал Delfi, что ведомство ожидает завершения расследования Инспекции окружающей среды и Департамента здоровья — лишь тогда можно будет делать выводы.
В свою очередь учреждения подтвердили, что данные анализируются, но говорить о результатах пока рано. ”Нет никаких сведений о том, что загрязнение расширяется, скорей всего, мы имеем дело со старым, или остаточным загрязнением. Уголовное дело мы можем начать и сами — мы обладаем подобными полномочиями, но мы его не возбудили, поскольку неизвестны масштабы загрязнения”, — комментирует ситуацию пресс-секретарь Инспекции окружающей среды Лейли Тууль.
Что дальше
К середине января предприятие Järve Biopuhastus должно установить в качестве временной меры промышленный угольный фильтр для очистки воды из скважины. Директор по производству Андра Парнамяэ не исключает, что для решения проблемы очистки воды в Ору может быть применена и новейшая разработка, ранее использовавшаяся только в космических технологиях: воду будут облучать ультрафиолетовыми LED-лампами.
В дальнейшей перспективе, по словам мэра Кохтла-Ярве Евгения Соловьева, рассматриваются варианты строительства отдельной ветки водопровода для поселка Ору, или бурение новой скважины, для чего составлено ходатайство в Центр инвестиций в окружающую среду для выделения средств.
Так или иначе, ранее сообщалось, что полноценное водоснабжение может быть восстановлено, по оптимистичным оценкам, осенью следующего года. До этих пор, если новая технология себя не оправдает, не исключено, что Ору будет находится ”на осадном положении”.
Воды хватает на всех
Через час очередь за исчезает. Воды хватает всем. К цистерне подходят отдельные жители Ору — задержались на работе. Работник водоканала, который ее привозит, говорит, что дефицит исключен — часть воды иногда приходится даже возвращать.
К корреспонденту подходит бабушка с пятилитровой канистрой воды: ”Слушайте, а чего вы снимаете только плохое, у нас в поселке и хорошее есть. Приезжайте в наш клуб 27-го декабря на рождественский вечер, посмотрите, как наши старики поют и танцуют. Почему старики? А молодых в поселке почти не осталось. Они уезжают…”
Содержание фенолов в местных подземных водах превышает норму
Чистота грунтовых вод в Ида-Вируском сланцевом бассейне Ордовика (второй период палеозойской эры геологической истории Земли — прим. ред.), в котором располагается и Кохтла-Ярве, оставляет желать лучшего — отмечает специалист Агенства окружающей среды Кадри Каукси со ссылкой на прошлогоднее исследование.
"Мониторинг окружающей среды показал плохое состояние подземных вод — они были загрязнены фенолами, также в точках, где были взяты пробы, фиксировали превышение нормы концентрации полициклических ароматических углеводородов и нефтепродуктов. Бензоловые загрязнения ранее государственными исследованиями не фиксировались, не считая отдельных случаев, когда содержание не превышало установленный порог", — объясняет она.
Загрязнение грунтовых вод фенолами на Северо-Востоке носит массовый характер — в районе Ида-Вируского сланцевого бассейна содержание этого токсичного вещества с превышением допустимой нормы отмечалось в 89% скважин, в соседнем районе Ордовика — в 40% скважин.
"Стоит отметить, что в последнее время содержание фенолов в грунтовых водах упомянутых районов стало сокращаться, но оно до сих пор превышает установленную норму, — добавляет специалист. — Скорей всего, загрязнение объясняется как историческими причинами, так и современными сланцевыми разработками".